Показательно-карательное банкротство

Тема недели
Москва, 12.10.2015
«Эксперт» №42 (961)
Правительство объявило о предстоящем банкротстве крупнейшего авиаперевозчика страны — компании «Трансаэро», что обернется неизбежными потерями как для отрасли авиаперевозок, так и для потребителей. Однако катастрофы могло и не быть, если бы ранее правительство не самоустранилось от решения системных проблем отрасли гражданских авиаперевозок

Юрий Смитюк/ТАСС

Решив обанкротить второго по объему авиаперевозчика страны, правительство фактически не оставило «Трансаэро» шансов на выживание. Завершение четвертьвековой истории авиакомпании столь же стремительно и беспрецедентно, как и ее развитие. Начав с одного самолета, «Трансаэро» ежегодно била рекорды и в итоге довела свой авиапарк до 105 судов, пассажиропоток — до 13,6 млн человек в год, а выручку за последние десять лет увеличила в 12 раз.

Ранее правительство не позволяло себе губить своими же руками крупные системообразующие предприятия со штатом в 12 тыс. человек и оборотом свыше ста млрд рублей — дело обходилось предоставлением госгарантий для реструктуризации долгов. Но на этот раз чиновники решили ограничиться безучастным созерцанием крутого пике авиакомпании, ставшей заложницей как собственной дерзкой стратегии развития, так и противоречивых действий банков и государства в отношении отрасли гражданских авиаперевозок в целом. Эксперты и авиакомпании явно растерялись от неожиданного заявления о скорейшем запуске процедуры банкротства в отношении «Трансаэро» вместо ожидаемой реструктуризации долгов или слияния с «Аэрофлотом», и теперь гадают, как такое крушение повлияет на хрупкий рынок. Банки-кредиторы мысленно попрощались с частью выданных «Трансаэро» займов, а лизинговые компании ломают голову, что делать с повисшим мертвым грузом авиафлотом. Назидательный тон госчиновников о том, что компании придется уйти с рынка, а банки, потеряв деньги, теперь будут тщательнее взвешивать риски, наводит на мысль о том, что гибель «Трансаэро» — показательный акт устрашения.

Маховик запущен

С начала октября «Трансаэро» прекратила продажу авиабилетов и начала отменять рейсы (порой сразу более тридцати за день), хотя в основном продолжает операционную деятельность, получив на месяц субсидию в пять млрд рублей. Пассажиров сейчас перевозит «Аэрофлот», который намерен до 15 декабря «отработать» за «Трансаэро» 95% проданных ранее билетов. Часть пассажиров на себя взяли, видимо по договоренности с Росавиацией, «ЮТэйр» и S7 (впрочем, в основном все, и «Аэрофлот» тоже, выбирают пассажиров аналогичных своим полетам направлений, так что можно считать, что они, пользуясь ситуацией, просто догружают свои самолеты). Билеты со сроком вылета после 15 декабря придется сдать («Аэрофлот» заявил, что после этой даты возить никого из пассажиров «Трансаэро» уже не будет) и, судя по всему, без возврата уплаченных денег или с правом требования долга при банкротстве. Всего за месяц выручка компании сократилась сразу в шесть раз. При этом главные кредиторы компании — Альфа-банк, Сбербанк и ВТБ — уже направили свои уведомления о готовности требовать возврата долгов в ходе банкротства. Как следствие, в первые дни октября акции «Трансаэро» обесценились более чем наполовину, дополнив общую картину обрушения их стоимости с начала года более чем в 30 раз.

Росавиация даже предвосхитила ситуацию, набросившись на гибнущую компанию с проверкой ввиду «ухудшения состояния безопасности полетов; уху

У партнеров

    «Эксперт»
    №42 (961) 12 октября 2015
    Московские раскопки
    Содержание:
    Показательно-карательное банкротство

    Правительство объявило о предстоящем банкротстве крупнейшего авиаперевозчика страны — компании «Трансаэро», что обернется неизбежными потерями как для отрасли авиаперевозок, так и для потребителей. Однако катастрофы могло и не быть, если бы ранее правительство не самоустранилось от решения системных проблем отрасли гражданских авиаперевозок

    Потребление
    Реклама