С точностью до минуты

12 октября 2015, 00:00

В Москве началась реализация крупного проекта — услуг краткосрочной аренды автомобиля, так называемого каршеринга. Пользоваться новым сервисом достаточно удобно, а по своим технологическим решениям московский проект превосходит многие зарубежные аналоги

Потенциал Москвы в сфере услуг каршеринга — 10 тыс. автомобилей, сейчас число автомобилей для краткосрочной аренды в городе исчисляется сотнями

Сел в автомобиль, проехал пятнадцать минут, скажем до ближайшего магазина, вышел и заплатил только за эти пятнадцать минут. В мире такая схема услуг краткосрочной аренды автомобиля под названием «каршеринг» развивается довольно динамично. Каршеринговые автомобили уже стали привычными в Париже, Берлине, Милане и многих других городах.

Согласно данным исследовательской компании Frost & Sullivan, в прошлом году во всем мире услугами каршеринга воспользовались более 3,5 млн человек. А через пять лет эта цифра может превысить 13 млн (см. график). К крупным компаниям, которые активно развивают такие услуги в разных странах, относятся Zipcar, DriveNow, Car2Go, City CarShare, а также подразделения традиционных компаний, занимающихся сдачей автомобилей в аренду: Hertz On Demand, Enterprise. По подсчетам Frost & Sullivan, в настоящее время суммарный автопарк таких компаний превышает 50 тыс. машин.

Число пользователей каршеринга в мире стабильно растет zzzzzzzzzzzzzzzzzzzhyndai_graph.jpg
Число пользователей каршеринга в мире стабильно растет

С недавних пор услуга каршеринга начала активно продвигаться и в Москве. В середине сентября при участии мэра Сергея Собянина в столице состоялся торжественный запуск бизнеса компании «Делимобиль», которая сейчас является самым заметным игроком на рынке каршеринга в России и имеет большие планы его развития в других городах.

На иностранные деньги

В России компания «Делимобиль» создана швейцарским инвестиционным фондом General Invest. Как сообщил «Эксперту» Артур Меликян, член совета директоров «Делимобиля», на первом этапе реализации проекта фонд планирует вложить в него 600 млн рублей, к концу следующего года объем инвестиций может достичь миллиарда. В перспективе компания планирует помимо Москвы распространить услуги каршеринга на российские города-миллионники, тогда объем вложений может вырасти до 6,5 млрд рублей

Пока же «Делимобиль» концентрируется на реализации своего первого опыта предоставления подобных услуг в Москве. Сейчас общий автомобильный парк компании насчитывает сто автомобилей и состоит исключительно из бюджетных седанов Hyundai Solaris с двигателем 1,4 л и коробкой-автомат. Каждый месяц парк планируется увеличивать еще на сто машин, пока к 31 декабря текущего года он не достигнет 500 единиц. В следующем году пакт должна пополнить еще тысяча автомобилей. Таким образом, к концу 2016 года компания рассчитывает довести общее число машин до полутора тысяч. «Перед запуском нашей услуги мы проводили маркетинговые и социологические исследования и оцениваем емкость услуг каршеринга в Москве в 10 тысяч автомобилей», — рассказывает г-н Меликян.

Ключевой фактор успеха компании «Делимобиль» — поддержка проекта столичными властями. Главное, чего удалось добиться «Делимобилю» от московской мэрии, — разрешение на бесплатную стоянку ее машин в любых зонах платной парковки. «Считается, что один автомобиль каршеринга может заменить в городе 20 частных автомобилей, поэтому действия столичных властей в плане поддержки каршеринга логичны. Во всем мире такие услуги считаются одним из инструментов, помогающих избавить мегаполис от наплыва личного транспорта, и Москва здесь не исключение», — говорит Артур Меликян.

Смартфон рулит

Технологическая основа работы новой столичной системы каршеринга —оригинальная информационная система. Все машины оснащены геолокационными датчиками GPS и ГЛОНАСС, которые по модулям связи передают информацию в диспетчерский центр. Диспетчер видит на карте, где находится каждая машина и с какой скоростью движется. Он даже может дистанционно ею управлять, например при необходимости заглушить мотор.

Желающие пользоваться услугами «Делимобиля» могут получить доступ к ним с помощью мобильного приложения. Сначала они должны зарегистрироваться на сайте сервиса и по электронной почте выслать копию паспорта и водительского удостоверения.

Служба безопасности компании проверяет клиента, и если с ним все в порядке (нет длинного списка штрафов, водитель не совершал серьезных ДТП и т. д.), приходит подтверждение, после чего нужно приехать в один из офисов компании и подписать договор. После этого у клиента на сайте «Делимобиля» создается личный кабинет, куда он должен прикрепить банковскую карту. С нее при пользовании услугой и списываются средства.

Цена услуги — 8,9 рубля за минуту пользования автомобилем (до середины октября действует промотариф 5 рублей за минуту). Предусмотрен режим ожидания: если клиент не пользуется машиной, но хочет, чтобы она его ждала, это обойдется в полтора рубля за минуту. При этом уезжать можно не дальше чем пять километров от МКАД. Вернуть автомобиль нужно в любое место столицы в пределах Третьего транспортного кольца (запарковав там, где это не запрещено правилами). В будущем компания намерена расширить зону возможной парковки, и тогда машину можно будет возвращать в пределах МКАД.

По словам представителей «Делимобиля», используемое оборудование и программное обеспечение — исключительно российского производства. Всю систему разрабатывал с нуля один из российских подрядчиков (название компании не раскрывается).

При этом информационная система новой российской каршеринговой компании оказалась даже более продвинутой, чем у многих зарубежных фирм. Например, в Париже для краткосрочной аренды автомобиля необходима магнитная карта, которая может выйти из строя и считается менее передовым решением, чем доступ к услугам каршеринга через мобильное приложение.

Личный опыт

Насколько удобен каршеринг, я решил проверить на собственном опыте. Придя в офисе компании, я предъявил паспорт и водительское удостоверение; спустя некоторое время мне было предложено подписать договор. После всех формальностей скачиваю на смартфон с операционной системой Android приложение «Делимобиль» (приложения для iOS пока нет, но скоро появится), прикрепляю к профилю банковскую карточку — и теперь могу пользоваться услугой.

Запускаю приложение. На карте появляются значки — свободные автомобили. Тыкаю на значок с ближайшей машиной. Система показывает марку автомобиля, его госномер, а также, что очень удобно, уровень топлива в баке. Движением пальца бронирую машину. Это значит, что она бесплатно ждет меня в течение 20 минут. После 20-й минуты, если не отменю бронирование, с меня начнут списывать деньги по тарифу режима ожидания.

Двадцати минут более чем достаточно: до Садовнической набережной (там должен ждать меня автомобиль) дошел минут за десять. Но почему-то не вижу ожидающей меня машины. Вроде и номер дома, и улица те, что указаны в заказе, но автомобиля нет! Тут пригодилась удобная функция мобильного приложения: нажимая соответствующую команду в смартфоне, я могу заставить машину подать звуковой сигнал и помигать фарами. И вот рядом звук — оказывается, я просто не заметил автомобиль.

Нажимаю команду «Начать аренду». Программа подсказывает, что сначала нужно осмотреть машину снаружи и изнутри, подтвердив, что нет повреждений. Обхожу Hyundai по кругу (если обнаружатся видимые повреждения, то нужно об этом сообщить оператору), нажимаю команду «Продолжить». Машина подает звуковой сигнал, означающий, что аренда началась. Двери открыты, можно садиться и ехать.

Сажусь за руль (ключ уже вставлен в замок зажигания), запускаю двигатель. Тем временем на смартфоне начался отсчет — видно, сколько набегает за аренду. В салоне чисто; можно включить магнитолу, пощелкать радиостанциями. От Садовнической набережной в районе «Павелецкой» я двигаюсь в редакцию — на улицу Правды в районе метро «Белорусская». Поездка по загруженным дорогам у меня занимает полчаса. За это нужно заплатить 150 рублей (машину брал по рекламному тарифу — 5 рублей в минуту). По обычному тарифу вышло бы 8,9 рубля за минуту, 267 рублей за поездку.

То есть существенно дешевле, если бы я брал такси: минута поездки на московском такси стоит сейчас в среднем 15–20 рублей. Так что перемещение на такси обошлось бы мне в полтора-два раза дороже: 450–600 рублей. В целом услуги каршеринга можно признать более выгодными, чем поездки на такси.

Правда, за более доступную цену приходится расплачиваться тем, что при каршеринге надо самому искать свободный автомобиль, разбираться с работой приложения и самому садиться за руль (лично мне справиться со всем этим было не сложно). Особенно мне понравилось то, что автомобиль я запарковал прямо перед редакцией в зоне платной парковки, — когда я приезжаю на своей машине, мучительно приходится искать парковочное место в окрестных дворах.

После завершения поездки я кликнул на кнопку «Завершить аренду», и та сумма, которая была упомянута выше, списалась с банковской карты.

То есть каршеринг оказался вполне удобным и функциональным. Из минусов можно упомянуть разве что некоторые программные сбои приложения: например, когда шел обратный отсчет 20 минут ожидания, система почему-то показывала, что до окончания режима бронирования осталось одна минута, хотя все равно отсчитывала положенное время. Но разработчики говорят, что постоянно дорабатывают программное обеспечение и, вероятно, сбой был связан с версией операционной системы Android, установленной на моем смартфоне. А когда по пути я пользовался навигатором, то приложение «Делимобиля» приходилось заново перезапускать, чтобы посмотреть счетчик. Однако после перезапуска приложение исправно показывало реальное время пользования услугой. То есть мелкие нарекания есть, но они не критичны.

Пожалуй, основные опасения пользователей, и мои в том числе, в отношении услуг «Делимобиля» связаны с возможным форс-мажором. В частности, в договоре с «Делимобилем» предусмотрен список наказаний и штрафов. Так, за курение в салоне придется заплатить 2000 рублей; оставили в автомобиле мусор — тоже 2000 рублей. А если клиент умышленно повредит геолокационный датчик, то в договоре предусмотрен штраф аж до 150 тыс. рублей. Что же касается ДТП, то, как сказано в договоре, если оно произошло по вине клиента, ему придется в любом случае заплатить 15 тыс. рублей (при размере ущерба до 100 тыс. рублей) или 20% стоимости причиненного ущерба (при ущербе свыше 100 тыс. рублей).

Таким образом, подписывая договор, клиент чувствует себя не очень защищенным, опасаясь, что на него при неблагоприятном стечении обстоятельств могут обрушиться финансовые санкции. «Спорные с юридической точки зрения моменты при использовании данной услуги могут возникать по многим причинам. Это, например, санкции за повреждения машины, о которых пользователь не сообщил до начала аренды и которых он мог просто не заметить», — указывает представитель транспортной компании FM Logistic Александр Дьяконов.

На эту критику представители «Делимобиля» отвечают обещаниями часто не применять упомянутые в договоре штрафы. «Да, санкции прописаны, но это не значит, что мы будем применять их по любому незначительному поводу, мы же не хотим отпугивать наших клиентов, — говорит Артур Меликян. — Подобные условия в контрактах существуют и в других странах. Ведь и нам с юридической точки зрения нужно чувствовать себя защищенными, чтобы клиенты внимательно и бережно относились к нашим машинам».

Замена личному автомобилю

Первые результаты деятельности услуги «Делимобиля» можно пока назвать положительными. «На первых порах интерес к нашей услуге превзошел ожидания, — радуется Артур Меликян. — Мы планировали, что будет порядка 500 обращений в день. Но в первую же неделю работы услуги было около тысячи ежедневных обращений. Всего у нас в системе зарегистрировались 20 тысяч человек, из них контракты заключили полторы тысячи. Мы рассчитываем, что до конца года у нас будет не менее пяти тысяч контрактов».

Представители «Делимобиля» говорят, что в их планах — достичь показателя 180 минут аренды для каждой машины в день. Тогда проект окупится за два года. Пока же продолжительность аренды одного автомобиля составляет в среднем 10 минут в сутки.

Помимо «Делимобиля» каршеринг в Москве развивают такие компании, как Anytime и Youdrive. Парк каждой из них — порядка ста машин. Тарифы соизмеримые: 6–10 рублей в минуту в зависимости от класса автомобиля (в отличие от «Делимобиля» парк предоставляемых в аренду машин у них неоднороден). Однако слабое место сервиса этих компаний в том, что им не удалось заручиться поддержкой столичных властей, поэтому парковка для их машин в городе остается платной. Хотя, вероятно, в ближайшее время столичные власти расширят список каршеринговых компаний, имеющих льготы на парковку.

Сторонники каршеринга утверждают, что в будущем подобные услуги полностью заменят личные автомобили для жителей больших городов. К чему жителю мегаполиса тратить огромные деньги на покупку собственного автомобиля, оплачивать его обслуживание и страховку, если в каждом дворе можно будет брать каршеринговые машины? Пока такие идеи кажутся утопичией. Полностью отказаться от личной машины жители российских городов едва ли смогут. Хотя для коротких поездок в центре города каршеринг, как оказалось, довольно удобная услуга. И есть все основания полагать, что развитие подобных компаний действительно снизит плотность транспортных потоков в крупных российских городах.