Макрокризис под микроскопом

Александр Ивантер
первый заместитель главного редактора журнала «Эксперт»
19 октября 2015, 00:00

Анализ показателей 400 крупнейших компаний России позволяет проследить, как экономика вползает в кризис. Реальный рост оборота первого корпоративного эшелона остановился еще два года назад, а в прошлом году «крупняк» зафиксировал худший за последние десять лет финансовый результат деятельности

Первый эшелон крупнейших компаний довольно точно отражает тенденции и коллизии, характерные для всей экономики. Если ВВП РФ в прошлом году показал едва заметный реальный рост (+0,6%), то выручка 400 крупнейших российских компаний в постоянных ценах выросла лишь на 0,4% — до 52,2 трлн рублей. Анализ ретроспективы показывает, что реальный рост выручки топ-400 резко затормозил уже в 2012 году, а в 2013-м уже фактически остановился (см. график 1). Аналогичную динамику демонстрировал и наш ВВП. Собственно, в факте близкой динамики нет ничего удивительного — выручка 400 крупнейших компаний составляет 41% совокупного выпуска экономики (этот показатель помимо ВВП включает в себя еще и промежуточное потребление, то есть является точным содержательным аналогом показателя корпоративной выручки для всей экономики).

График 1. В 2103-2014 годах рост выручки крупнейших российских компаний в реальном выражении остановился График 1
График 1. В 2103-2014 годах рост выручки крупнейших российских компаний в реальном выражении остановился

График 2. Распределение объема реализации компаний по децилям остается высококонцентрированым График 2
График 2. Распределение объема реализации компаний по децилям остается высококонцентрированым

График 3. Три дециля крупнейших компаний ускорили рост выручки в 2014 году, остальные замедлились  График 3
График 3. Три дециля крупнейших компаний ускорили рост выручки в 2014 году, остальные замедлились

Цена «пропуска» в топ-400 за последние десять лет выросла с 4,2 до 14,9 млрд рублей. В долларовом выражении этот рост составил 2,6 раза: если в 2004 году выручка компании, замыкающей список крупнейших, составляла 146 млн долларв, то в прошлом году — 384 млн долларов.

С 2004 по 2014 год в рейтинге принимали постоянное участие 82 компании (интересно, что в рейтинге по капитализации таких компаний всего пять). Больше всего «старожилов» среди машиностроителей (10 компаний), представителей транспортной отрасли (9), банков (8), черной металлургии (7) и нефтянки (6).

Рейтинг традиционно демонстрирует высокую концентрацию первого эшелона корпоративного бизнеса. На первый дециль приходится 62% суммарного объема реализации всех участников, это лишь немногим меньше, чем в 2007 году, а доля децилей со второго по четвертый незначительно выросла (см. график 2). Самыми концентрированными отраслями, как и в рейтинге по капитализации, являются нефтяная и нефтегазовая промышленность (7 компаний в первом дециле составляют половину общего объема реализации предприятий нефтяного сектора) и банковский сектор. При этом первые три дециля (120 крупнейших компаний) ускорили рост выручки по сравнению с 2013 годом, тогда как остальные притормозили, а замыкающие список 40 компаний десятого дециля показали почти пятипроцентное снижение номинальной выручки (см. график 3).

Крупнейшие отрасли участников рейтинга — нефтяная и нефтегазовая промышленность, банковский сектор и розничная торговля. На компании этих трех отраслей в сумме приходится чуть более половины суммарной выручки (см. график 4).

Финансовые результаты работы крупнейших компаний в прошлом году удручают. Чистая прибыль прибыльных фирм сократилась на 20%, до 3,66 трлн рублей, тогда как чистый убыток убыточных компаний удвоился, достигнув 1,4 трлн рублей. В результате чистый финансовый результат (ЧФР) по топ-400 рухнул на 42%, до 2,24 трлн рублей. Это худший показатель в реальном выражении за последние десять лет, на треть недотягивающий до измеренного в современных ценах ЧФР 2009 года (см. график 5). А доля убыточных компаний перевалила за четверть (104 единицы) против 17% в 2013-м и 8,5% в 2012 году.

Среди участников рейтинга 2014 года 53% предприятий имеют частную форму собственности. Только 17% компаний являются государственными предприятиями, остальные — совместные предприятия или компании с иностранным капиталом. Однако это расклад по количеству компаний. Если же мы рассмотрим, как распределяется выручка топ-400 по компаниям с разной формой собственности, то здесь госсектор уже вплотную подобрался к частному: на госкомпании в 2014 году пришлось 42% суммарной выручки нашего списка, а на компании, контролируемые российским частным капиталом, — 45%. Еще 11% выручки формировали предприятия, контролируемые иностранцами, и 2% — совместные предприятия. Надо сказать, что предыдущий кризис привел к существенному огосударствлению первого корпоративного эшелона: в докризисном 2007 году на долю выручки госкомпаний приходилось всего 31% суммарного оборота топ-400 (см. график 6).

Лидирующая отрасль — нефтяная и нефтегазовая промышленность — состоит как из частных, так и из государственных предприятий. Среди предприятий нефтяного сектора рейтинга 13 частных предприятий с суммарным объемом выручки 6780 млрд рублей, это почти 29% суммарного объема реализации всех частных предприятий, а также 6 государственных компаний с выручкой в 2014 году 10500 млрд рублей, или 47,8% суммарного объема реализации всех государственных компаний.

График 4. Половина суммарной выручки 400 крупнейших приходится на нефтегазовые компании, банки и компании розничной торговли График 4
График 4. Половина суммарной выручки 400 крупнейших приходится на нефтегазовые компании, банки и компании розничной торговли

График 5. Финансовые результаты 2014 года для топ-400 компаний оказались худшими за последние 10 лет  График 5
График 5. Финансовые результаты 2014 года для топ-400 компаний оказались худшими за последние 10 лет

График 6. Кризис 2009 года привел к расширению госсектора в экономике График 6
График 6. Кризис 2009 года привел к расширению госсектора в экономике

Во второй по объему реализации отрасли — банковской — только три государственных предприятия (из 33 компаний отрасли), чья совокупная выручка составляет 62% выручки предприятий сектора.

Среди компаний с иностранным капиталом первое место занимает розничная торговля (14 компаний, 1180 млрд рублей, или 21,4% общего объема реализации иностранных компаний). Среди совместных предприятий лидер — машиностроение (10 компаний, 3155 млрд рублей, или 28,9% суммарного объема реализации компаний с совместной формой собственности).

Наибольшую динамику прироста выручки в прошлом году продемонстрировала промышленность драгоценных металлов и алмазов. Это связано с положительной динамикой котировок золота на товарных биржах: с августа 2014-го по август 2015 года цены на золото выросли на 41%, серебро подорожало на 21%, палладий — на 19%, платина — на 13%. Но, несмотря на это, три из четырех компаний отрасли, вошедших в рейтинг, завершили прошлый год с убытком.

С убытком закончили год и многие компании нефтяной и нефтегазовой отрасли, несмотря на довольно высокий темп прироста выручки и наибольшую суммарную чистую прибыль. Причина банальна: во второй половине 2014 года произошло резкое и глубокое падение цен на нефть. За отчетный год цена нефти марок Brent и Urals потеряла около 50%. Впечатляет динамика редких представителей частных предприятий нефтяной отрасли, не входящих в периметр вертикально интегрированных мейджоров. Так, Антипинский НПЗ нарастил в прошлом году выручку почти на 80%, улучшив свое место в рейтинге крупнейших сразу на 49 позиций, со 120-й до 71-й.

Машиностроительные компании в целом показали очень неплохую динамику выручки — почти на 29% к 2013 году, с кратным опережением инфляции. Однако внутри отрасли ситуация крайне разнородна. Звездную динамику выручки демонстрируют прежде всего компании оборонно-промышленного комплекса, обеспеченные растущим гособоронзаказом, такие как Объединенная двигателестроительная корпорация, корпорация «Тактическое ракетное вооружение» и ряд других.

В то же время машиностроительные компании из сектора b2c явно чувствуют себя неважно. Как и в кризис 2009 года, тяжелые времена наступили для предприятий автопрома. Если АвтоВАЗ по итогам 2014 года еще показал небольшой номинальный рост выручки (+7,7%), но уже зафиксировал крупный чистый убыток (свыше 25 млрд рублей), то ряд других автомобилестроителей ушли в минус по динамике оборота. Скажем, реализация группы «Соллерс» упала более чем на 20%. И это еще цветочки! Автодилеры пострадали еще сильнее. Особенно сильно пострадала компания «Автодом», продажи которой в прошлом году рухнули наполовину.

Под девальвационным козырьком и на волне контрсанкций очень неплохую динамику выручки и рентабельность продемонстрировал российский агропромышленный комплекс. А вот химикам, несмотря на значительный экспортный потенциал, девальвация как кость в горле, поскольку эта отрасль в России крайне импортозависима по оборудованию и ряду важнейших технологических материалов.

 belic.jpg

Генеральный директор УК «Локомотивные технологии» Алексей Белинский:

— Сервисный локомотивный холдинг «ЛокоТех» впервые попадает в рейтинг крупнейших компаний России с объемом реализации в 2014 году свыше 65 миллиардов рублей. При этом темп роста выручки оказался одним из самых значительных в экономике страны. Такая динамика объясняется объективными процессами, которые происходят в железнодорожной отрасли.

Речь идет о структурной реформе РЖД, которая была утверждена правительством в 2001 году. Среди множества последовавших вслед за этим реорганизационных процессов произошла передача на конкурсной основе сервисной локомотивной инфраструктуры частным компаниям для повышения ее эффективности и конкурентоспособности. В 2012 году по итогам тендера в состав ГК «ЛокоТех» вместе с ОАО «Желдорреммаш» вошли десять локомотиворемонтных заводов и инжиниринговый центр.

Спустя полтора года, в середине 2014-го, ОАО РЖД провело открытый аукцион, и в результате нашей победы производственные мощности холдинга значительно расширились за счет передачи в эксплуатацию 92 сервисных локомотивных депо и более 100 других производственных подразделений. Штат ГК «ЛокоТех» заметно увеличился благодаря переходу бывших сотрудников РЖД и составил более 60 тысяч человек. Это произошло в результате подписания сорокалетнего контракта на полное сервисное обслуживание 14799 локомотивов между ОАО РЖД и компанией «ТМХ-Сервис».

Вместе с передачей ГК «ЛокоТех» инфраструктуры для обеспечения заводского и деповского ремонта тягового подвижного состава произошел нелинейный рост объемов реализации.

Она выросла более чем на 100 процентов в результате вступления в силу с 1 июля 2014 года договора на полное сервисное обслуживание более двух третей локомотивного парка РЖД.