«Надо быть гибкими и быстрыми»

Русский бизнес
Москва, 19.10.2015
Генеральный директор «Ингосстраха» Михаил Волков — о том, кто выживет на страховом рынке, есть ли в страховании растущие сегменты и как можно удешевить свою страховку

Страховой рынок переживает серьезные изменения. Кризис ускорил уход с этого поля мелких компаний, а переход в 2016 году на учет по МСФО может подстегнуть дальнейшее сокращение числа игроков. Крупные страховщики планируют упрочить свое положение, но уже сегодня они столкнулись с серьезными проблемами: добровольное страхование сжимается вслед за сжатием кредитования, сокращаются расходы на страхование со стороны корпоративных клиентов. Михаил Волков, генеральный директор, председатель правления «Ингосстраха» — одного из крупнейших российских страховщиков, рассказал «Эксперту», как компания планирует дальше работать на сложном и неоднородном страховом рынке.

— Мы бы хотели попросить вас охарактеризовать ситуацию на страховом рынке. Что с ним происходит? Есть ли сегменты, которые показывают рост?

— Если посмотреть на динамику развития страхового рынка за последние несколько лет, то мы увидим, что темпы роста бизнеса снижаются: в 2011–2012 годах рынок в среднем рос примерно на 20 процентов, в 2013–2014-м — примерно на 10 процентов, а за первое полугодие 2015 года рост составил всего два процента. Мое личное ожидание: результаты по итогам года будут примерно такими же. За этими цифрами скрыто разнонаправленное движение разных видов страхования. Начнем с розничного страхования. Как вы помните, прошлый год прошел под флагом кризиса в ОСАГО. Было внесено огромное количество поправок в законодательство об ОСАГО, были изменены тарифы и правила их применения. За счет всех этих мер страховая отрасль и вышла из кризиса ОСАГО. В прошлом году этот вид страхования занимал небольшую долю рынка, сейчас, после повышения тарифов, эта доля растет. За первое полугодие сборы по ОСАГО увеличились на 40 процентов.

Совершенно иная ситуация в страховании каско. За первое полугодие падение продаж новых автомобилей составило 35–40 процентов, соответственно и каско проседает, потому что у нас в основном страхуют относительно новые машины — возрастом до трех лет. По итогам полугодия рынок каско по премиям просел на 13 процентов. И, видимо, этот год будет первым, когда рынок ОСАГО по объему превысит рынок каско.

— Как в таких условиях строится работа на рынке автострахования?

— Рынок каско серьезно меняется, появляются новые продукты. Если раньше драйверами роста были продукты премиум-класса, которые покрывали все виды рисков, то сейчас такие программы стали неподъемными для многих наших клиентов. Зато все большим спросом пользуются продукты с франшизой, с ограниченным набором рисков, чего раньше на российском рынке практически не было. Например, по таким программам страхуется только тотальный ущерб и угон. У нас разработан своего рода конструктор, позволяющий каждому включить в полис определенный набор рисков, а что-то исключить из покрытия, например стекла, фары или бампер. Каждый самостоятельно оценивает риски, которые ему нужно покрыть, и по своему бюджету подбирает некий набор модулей.

— Некоторые страховщики связывают надежды с имущественным страхованием.

— Действительно,

У партнеров

    «Эксперт»
    №43 (962) 19 октября 2015
    Рейтинг 400 крупнейших компаний России
    Содержание:
    Осталось только молиться

    Реальный бизнес уверен, что российская экономика в кризисе, и предупреждает, что экономического роста не будет еще очень долго. Однако правительство довольно своими действиями и уверено, что ситуация управляема и стабильна

    Новый бизнес
    Экономика и финансы
    Потребление
    Реклама