При наличии финансовых средств импорт продукции — самый доступный путь ликвидации накопленной отсталости и неконкурентоспособности собственного производства. Он не требует больших вложений в науку, образование, в производство, административного ресурса, необходимых для достижения конкурентоспособности продукции собственными силами.
С начала экономической реформы России «невидимая рука рынка» безоговорочно выбрала импорториентированный путь развития, основанный на формуле «нефть и газ в обмен на технику, лекарства, продовольствие, ширпотреб и прочие жизненные блага».
Импорт внес значительный вклад в повышение качества жизни в России. Взять, к примеру, быстрый рост парка иностранных автомобилей личного пользования, преимущества которых общеизвестны. Импорт транспортных услуг позволил развиться заграничному туризму, превратил жителя российской глубинки в самого путешествующего вояжера. За короткий срок России удалось преодолеть катастрофическое отставание в области связи, прежде всего за счет импортных средств мобильной сотовой связи в сочетании с российскими спутниками.
Однако наряду с преимуществами импорториентированный путь развития имеет недостатки, ограничивающие допустимую импортозависимость. В их числе — консервация сырьевого характера структуры экономики, утрата целых отраслей национальной экономики, прежде всего ряда машиностроительных производств и других отраслей обрабатывающей промышленности. Наконец, речь идет об угрозе национальной безопасности в части обеспечения населения лекарствами, высокотехнологичными медицинскими услугами, рядом видов продовольствия.
Потерянные отрасли
Далеко ли российская экономика от этой опасной черты? О масштабах ее импортозависимости позволяет судить доля импорта в поступлении продукции на внутренний рынок, которое складывается из выпуска продукции и услуг и импорта за вычетом экспорта. Статистика национальных счетов Росстата позволяет оценить этот показатель в динамике. Наши расчеты показали, что в докризисный период наблюдалось медленное, но неуклонное сокращение зависимости российской экономики от импорта: доля импорта в ресурсах внутреннего потребления снизилась с 16,9% в 1999 году до 12,2% в 2009-м. Однако затем тренд развернулся, и к 2014 году она выросла до 13,5% (см. график 1).

Эта цифра окажется более весомой, если учесть, что готовая продукция таких масштабных народнохозяйственных комплексов, как оборонный, топливно-энергетический, строительный, импортируется в небольших объемах. Другие отрасли и их комплексы имеют повышенную импортозависимость.
Наиболее импортоемки следующие четыре отрасли. На долю машин, оборудования и транспортных средств приходится почти половина всего российского импорта в денежном выражении. Импорт химической продукции (пластмасс, лекарственных средств и др.) составляет приблизительно 16%, а продовольственных товаров и сельхозсырья — 14%. Из сферы услуг к числу наиболее импортоемких относятся транспортные услуги и поездки, на которые россияне тратят около 70 млрд долларов, что составляет почти половину от импорта машин, оборудования и транспортных средств.
Процесс вытеснения импортом продукции собственного производства иллюстрирует таблица. Из нее следует, что к 2012 году до предела (100%) выросла доля импорта в закупках металлорежущих станков — основного технологического оборудования гражданского машиностроения, оборонной, авиационной, судостроительной отраслей. Фактически речь идет об утрате нашей страной этой подотрасли станкостроения. Близка к этому пределу доля импорта в поставках экскаваторов (96%) — основного технологического оборудования строительной отрасли. Импорт тракторов — основы мобильной энергетики сельского хозяйства — достиг 90% их поставок.
Инвентаризация возможностей
В условиях санкций остро стоит вопрос об изменении географии импортозависимости. Зависимость России от поставок из США незначительна: американский импорт составляет всего около 6% (18,5 млрд долларов в 2014 году) импорта в нашу страну. Импорт украинской продукции быстро сворачивается, по итогам прошлого года он сократился до 11 млрд долларов (около 4% совокупного импорта). Евросоюз — основной внешнеторговый партнер России, на него приходится порядка 40% российского импорта. В ЕС важнейший внешнеторговый партнер России — Германия, импорт которой составляет 33 млрд долларов (данные 2014 года) По объему импорта в Россию Германия занимает второе место после Китая (51 млрд долларов в 2014 году).
Особенность американского импорта — большой удельный вес в нем техники и разнообразие видов машин и оборудования. К числу самых крупных статей поставок в РФ из США относятся автомобили и их части, медтехника, строительно-дорожная техника, вычислительная техника. Из других импортных товаров выделяется по объему закупок мясо, фармацевтическая продукция, а также изделия из пластмасс.
Многие импортные продукты из США успешно могут быть заменены поставками из других стран либо отечественной продукцией. Однако около 10% импорта из США составляют высокотехнологичные продукты — программное обеспечение, акустические приборы, специальные компьютеры и т. д. С 1 марта 2014 года в США вступило в силу распоряжение о приостановке выдачи лицензий американским компаниям на продажу продукции двойного назначения, что со временем может отразиться на российской науке и высокотехнологичных компаниях.
В украинском импорте преобладают вагоны, машины и оборудование, в том числе турбореактивные двигатели, насосы. Из немашиностроительной продукции Украина в больших объемах поставляет в нашу страну нефтепродукты, продукцию черной металлургии, в частности ферросплавы, трубы, обои и газетную бумагу. За небольшим исключением российские заводы в состоянии без потери качества заменить украинский импорт черных металлов, нефтепродуктов, железнодорожного состава. Исключение, возможно, составляет ферромарганец, мощностями по производству которого в достаточном объеме Россия сегодня не располагает.
Труднее отказаться нашей стране от украинских поставок двигателей для боевых и гражданских вертолетов и кораблей. До 2014 года Украина поставляла в Россию около 600 двигателей ежегодно. Первый отечественный аналог собрали на специально построенном под Санкт-Петербургом заводе лишь в 2013 году.
Более половины российского импорта из стран ЕС — это машины, оборудование и транспортные средства. Что касается последних, то запрет на ввоз в Россию иномарок, если бы кому-то захотелось его ввести, это, скорее, удар по европейскому автопрому, чем по российскому потребителю.
Что же касается технологического оборудования, то эмбарго на его поставки в Россию для нашей страны оказались бы чувствительны, впрочем, как и для экономики Германии, Италии и других стран Европы. Но последствия сокращения ввоза европейской техники и технологий отразятся на экономическом росте России с лагом в несколько лет, а стран-поставщиков — немедленно.
Около 8% российского импорта из Европы приходится на лекарственные препараты. Запрет на их поставки мог бы тяжело сказаться на здоровье нации, особенно людей старшего поколения. Но подобная санкция была бы настолько антигуманна, что ее можно приравнять к применению оружия массового уничтожения.
Из остальных продуктов российского импорта из стран ЕС наибольший удельный вес имеют косметика, бумага, напитки, некоторые виды продовольствия. Ограничения на этот импорт стратегического значения для экономического роста России не имеют.
Почему бы не жить так и дальше?
Предпосылки для неотложного сокращения импорта в российской экономике спонтанно возникли на рубеже 2014 и 2015 годов.
Во-первых, вдвое упали мировые цены на нефть — главный источник валюты, на долю которого приходится свыше половины всех экспортных поступлений страны. Россия лишилась половины средств, необходимых для оплаты импорта.
Во-вторых, одновременно вдвое обрушился курс рубля. Соответственно вдвое подорожала импортная продукция, хотя валютные ее цены не изменились. Началось подтягивание внутренних рублевых цен к мировому уровню, и импорт потерял ценовую конкурентоспособность на внутреннем рынке.
В-третьих, были введены прямые и ответные санкции, ограничивающие многие поставки импортных товаров. Россия оказалась отрезанной от источников западных инвестиций и инноваций.
В-четвертых, темпы роста продукции и услуг в стране вначале обнулились (в 2014 году), а затем (в 2015-м) ушли в минус. В результате сократились доходы домашних хозяйств и инвестиционная активность.
В этих условиях сокращение импорта стало неизбежным. Однако не весь он импорт требовал возмещения.
Не требовали возмещения (по крайней мере, в ценностном эквиваленте) импортные товары, спрос на которые упал из-за снижения доходов домашних хозяйств. Таким товаром с отложенным спросом стали, например, легковые автомобили. В новой экономической ситуации, когда доходы сократились, семья может отложить покупку нового автомобиля. Если покупка была насущной, снижался класс приобретаемой модели либо приобретался более дешевый автомобиль на вторичном рынке. В результате обширный российский рынок рухнул.
Не требовал возмещения импорт основного технологического оборудования и других инвестиционных товаров, сокращающийся из–за сворачивания инвестиционной деятельности. Наоборот, возникла проблема корректного отказа от долговременных договоров на поставку техники и материалов для замороженных строек.
Там, где спрос сохранился, неизбежна замена сократившихся импортных товаров на российскую, белорусскую, китайскую или иную продукцию. В противном случае возникнет дефицит, тормозящий производство и потребление.
Попытка классификации
Возможности импортозамещения, конкурентоспособность товаров — заменителей импорта определяет наличие производственных мощностей, сырьевых и других производственных ресурсов, наукоемкость продукции, уровень НИОКР и ряд других факторов.
По критерию доступности импортозамещения российскую промышленную продукцию можно подразделить на четыре класса.
1-й класс. Оборонная и авиакосмическая продукция, судостроение, атомное машиностроение и энергетика, другие сферы экономической деятельности, конкурентоспособность которых подтверждена мировым рынком. В этих сферах импорт готовой продукции практически отсутствует. Преобладает экспорт. Поэтому импортозамещение здесь имеет локальный характер: оно распространяется на отдельные компоненты.
Особый вклад отраслей-лидеров в импортозамещение заключается в возможности конверсии научно–технических и производственных достижений и заделов в смежные сферы гражданского производства.
Пример — строительство гражданских самолетов. Россия — одна из немногих стран, имеющих развитое авиастроение. Но она успешно торгует на мировом рынке преимущественно летательными аппаратами военного назначения. Собственный рынок гражданских самолетов за последнюю четверть века страна потеряла. Используя накопленный опыт, отечественный авиапром разработал и произвел современные самолеты гражданского назначения. Однако с выводом их на рынок возникли трудности экономического характера.
Другой пример — освоение судпромом производства глубоководного нефтедобывающего оборудования и платформ для добычи нефти и природного газа на шельфе. С этой целью в Приморье начали строить судоверфь «Звезда». Однако вскоре выяснилось, что наладить производство высокотехнологичной шельфовой техники без участия иностранных партнеров практически невозможно. Но введение санкций затруднило прямую кооперацию с компетентными зарубежными компаниями.
2-й класс. Высокотехнологичная продукция радиоэлектроники, связи, некоторых других видов экономической деятельности, почти целиком базирующихся на импорте. Научно-технические компетенции в этих сферах практически полностью утеряны. Поэтому, не оставляя усилий достичь конкурентоспособности, рассчитывать на успех в этих сферах в обозримом будущем не приходится. Труднопреодолимая импортозависимость в высокотехнологичной сфере остается, по крайней мере в среднесрочной перспективе.
3-й класс. Среднетехнологичная продукция автомобильной промышленности, производства строительно-дорожной техники, тракторо- и сельхозмашиностроения, производство телевизоров и других товаров народного потребления длительного пользования. Для продукции этого класса импортозамещение может успешно реализоваться путем догоняющего развития с привлечением зарубежных компаний для производства в России западной техники, первоначально сборочного, но постепенно локализованного на базе российских материалов, компонентов, отечественных сырьевых, энергетических и трудовых ресурсов.
Наиболее успешно догоняющий тип импортозамещения уже реализуется в автопроме с участием десятка транснациональных компаний — мировых лидеров автомобилестроения. Диверсификация производителей является важным условием их приглашения в российское производство, поскольку она препятствует монополизации российского рынка, не допуская ценовой кабалы со стороны доминирующих ТНК.
В автопроме применяют четыре ступени сотрудничества с зарубежными производителями:
— крупноузловая сборка крупных импортных узлов и агрегатов (локализация отсутствует);
— лицензионная сборка на основе частичной локализации производственного процесса и передачи технологий;
— промышленная сборка, когда локализация является необходимым условием для работы в России;
— стратегический альянс, предусматривающий локализацию производства на уровне 60–80%, создание в России иностранных заводов по производству автокомплектующих, в том числе двигателей, коробок скоростей.
4-й класс. Отрасли перерабатывающей промышленности: агропродовольственная сфера, нефтехимия, металлургия, нефтепереработка, деревообработка. Для развития этих отраслей Россия располагает богатейшей сырьевой базой, производственными компетенциями, опытом работы на внутреннем рынке и выхода на мировой рынок.
Углубление переработки сырья позволяет повысить добавленную стоимость производимой в стране продукции, освободиться от импорта пластмасс и изделий из них, автомобильных шин, многих продуктов питания и другой продукции.
Так, успешная модернизация черной металлургии позволила достичь высокого качества производимого в стране автолиста высшей группы отделки поверхности и заместить им импорт в производстве иномарок. Быстро выросло в стране импортозамещение в производстве труб большого диаметра для строительства газопроводов. Россия начинала строительство газопроводов с «контракта века» «Газ в обмен на трубы», а сейчас в результате успешного импортозамещения сама торгует трубами большого диаметра на мировом рынке.