Зависимость от импорта ряда жизненно важных секторов российского хозяйства оказалась чрезмерной. В каких отраслях усилия по импортозамещению должны быть предприняты в первую очередь?

При наличии финансовых средств импорт продукции — самый доступный путь ликвидации накопленной отсталости и неконкурентоспособности собственного производства. Он не требует больших вложений в науку, образование, в производство, административного ресурса, необходимых для достижения конкурентоспособности продукции собственными силами.

С начала экономической реформы России «невидимая рука рынка» безоговорочно выбрала импорториентированный путь развития, основанный на формуле «нефть и газ в обмен на технику, лекарства, продовольствие, ширпотреб и прочие жизненные блага».

Импорт внес значительный вклад в повышение качества жизни в России. Взять, к примеру, быстрый рост парка иностранных автомобилей личного пользования, преимущества которых общеизвестны. Импорт транспортных услуг позволил развиться заграничному туризму, превратил жителя российской глубинки в самого путешествующего вояжера. За короткий срок России удалось преодолеть катастрофическое отставание в области связи, прежде всего за счет импортных средств мобильной сотовой связи в сочетании с российскими спутниками.

Однако наряду с преимуществами импорториентированный путь развития имеет недостатки, ограничивающие допустимую импортозависимость. В их числе — консервация сырьевого характера структуры экономики, утрата целых отраслей национальной экономики, прежде всего ряда машиностроительных производств и других отраслей обрабатывающей промышленности. Наконец, речь идет об угрозе национальной безопасности в части обеспечения населения лекарствами, высокотехнологичными медицинскими услугами, рядом видов продовольствия.

Потерянные отрасли

Далеко ли российская экономика от этой опасной черты? О масштабах ее импортозависимости позволяет судить доля импорта в поступлении продукции на внутренний рынок, которое складывается из выпуска продукции и услуг и импорта за вычетом экспорта. Статистика национальных счетов Росстата позволяет оценить этот показатель в динамике. Наши расчеты показали, что в докризисный период наблюдалось медленное, но неуклонное сокращение зависимости российской экономики от импорта: доля импорта в ресурсах внутреннего потребления снизилась с 16,9% в 1999 году до 12,2% в 2009-м. Однако затем тренд развернулся, и к 2014 году она выросла до 13,5% (см. график 1).

Эта цифра окажется более весомой, если учесть, что готовая продукция таких масштабных народнохозяйственных комплексов, как оборонный, топливно-энергетический, строительный, импортируется в небольших объемах. Другие отрасли и их комплексы имеют повышенную импортозависимость.

Наиболее импортоемки следующие четыре отрасли. На долю машин, оборудования и транспортных средств приходится почти половина всего российского импорта в денежном выражении. Импорт химической продукции (пластмасс, лекарственных средств и др.) составляет приблизительно 16%, а продовольственных товаров и сельхозсырья — 14%. Из сферы услуг к числу наиболее импортоемких относятся транспортные услуги и поездки, на которые россияне тратят около 70 млрд долларов,

У партнеров

    «Эксперт»
    №43 (962) 19 октября 2015
    Рейтинг 400 крупнейших компаний России
    Содержание:
    Осталось только молиться

    Реальный бизнес уверен, что российская экономика в кризисе, и предупреждает, что экономического роста не будет еще очень долго. Однако правительство довольно своими действиями и уверено, что ситуация управляема и стабильна

    Новый бизнес
    Экономика и финансы
    Потребление
    Реклама