Не время расширять границы

Повестка дня
Москва, 26.10.2015
«Эксперт» №44 (963)
Новость о том, что планируется референдум о вхождении Южной Осетии в состав России, на некоторое время буквально повисла в информационном поле — настолько она выглядела неожиданно и неправдоподобно

На встрече с помощником российского президента Владиславом Сурковым глава республики Леонид Тибилов отметил, что воссоединение с Россией является вековой мечтой югоосетинского народа, — так гласил пресс-релиз. В Кремле, впрочем, поспешили заявить: речь просто шла о том, что в Южной Осетии «очень много сторонников интеграции с Россией». Однако Тибилов, несмотря на сигнал из Москвы, упорно гнул свою линию. На сайте президента появился официальный комментарий: хотя вопрос о референдуме не стоял в повестке встречи с Сурковым, тем не менее была выражена готовность к его проведению.

С большой долей вероятности можно утверждать, что никаких официальных переговоров со Цхинвалом об объединении Россия не ведет, а заявление — собственная инициатива Тибилова. Лишь один штрих. Два года назад партия «Единая Осетия» официально обратилась с предложением организовать плебисцит по этому вопросу. Тогда глава республики отреагировал крайне негативно, заметив, что референдум способен навредить государственности Южной Осетии, а инициативу и вовсе назвал пиар-акцией. Но время изменило его позицию: рейтинг нынешней власти невысок, не за горами выборы, а сюжет с объединением набирает все большую популярность. Причем если элиты рассчитывают на возросшие потоки денежных средств из Москвы, то в народе мечтают о более жестком контроле федерального центра за самими элитами и чиновниками. Собственно, ни для кого не секрет, что невероятные деньги, которые дарит Россия республике, до людей не доходят, а уровень и качество жизни в Южной Осетии едва ли лучше, чем десять-пятнадцать лет назад. Официальных данных нет, но в прессе фигурирует цифра примерно в 45–50 млрд рублей за последние семь лет как прямой помощи бюджету, так и потраченных на инфраструктурные проекты «Газпрома» и РЖД. По словам заместителя председателя российского правительства Александра Хлопонина, в 2015 году объем нашего финансирования составит 3,6 млрд рублей.

С учетом этих цифр, между прочим, можно сделать интересный вывод: проблема с интеграцией лежит не в экономической плоскости. Возьмем для сравнения крымскую историю. В 2015 году федеральный бюджет безвозмездно выделил полуострову 50,7 млрд рублей. А объем федеральной целевой программы (ФЦП) развития Крыма и Севастополя на несколько лет составит 658 млрд (из них чуть меньше половины — затраты на строительство Керченского моста). При этом население Южной Осетии (52 тыс. человек) в 44 раза меньше населения Крыма (2294 тыс. человек), а территория меньше в семь раз. И если годовые выплаты в осетинский бюджет увеличить соответственно числу крымчан, то получим 158 млрд рублей, заметно больше выделенных дотаций и ФЦП. Конечно, это очень грубые расчеты и не совсем релевантное сравнение, хотя бы потому, что структура федеральных дотаций на Крым многоканальна и они значительно превышают прямые поступления в местный бюджет. Но очевидно, что экономически Россия потянет еще одну небольшую республику.

За рамками этих подсчетов остается вопрос контроля за расходами. За пос

У партнеров

    «Эксперт»
    №44 (963) 26 октября 2015
    Ближневосточная партия аятолл
    Содержание:
    Узоры персидского ковра

    Неизбежное, казалось бы, становление Ирана в роли регионального лидера будет крайне непростой задачей. Тегерану придется преодолеть собственное нежелание договариваться с американцами, а также не допустить разрыва отношений с Россией

    Повестка дня
    Новый бизнес
    Экономика и финансы
    Частные инвестиции
    Наука и технологии
    Потребление
    Реклама