Отчет не получил одобрения

26 октября 2015, 00:00

В Госдуме заслушан отчет правительства «о реализации плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году за первое полугодие», в просторечии — антикризисного плана

С отчетом о выполнении антикризисного плана в Думе выступил вице-премьер Игорь Шувалов

Выступивший с ним вице-премьер Игорь Шувалов всеми силами старался убедить депутатов, что, конечно, «мы (имеется в виду российская экономика. — “Эксперт”) не чувствуем себя хорошо», но могло бы быть еще хуже. При этом Шувалов явно намекал, что ситуация в стране находится в общем тренде мирового экономического неблагополучия. «Ну кто бы мог подумать, что в Китае в этом году сложится такая неблагополучная ситуация в экономике?» — обратился он с риторическим вопросом к присутствующим. При этом вице-премьер заявил, что правительство держит все под контролем и «мы находимся приблизительно в тех параметрах, которые правительство и обозначало…». Однако цифровых значений этих параметров вице-премьер практически не привел, остановившись подробно лишь на показателях безработицы, которые выглядят весьма благополучно.

Затем Шувалов многословно и в самых лестных выражениях поблагодарил Думу за тесное сотрудничество и скорость, с которой та принимала законы, необходимые для выполнения антикризисных мероприятий. Некоторые из этих мероприятий он перечислил: «операция по докапитализации» банков, выделение средств на ускорение введения в эксплуатацию космодрома «Восточный», поддержка отечественных автопроизводителей. Однако особый акцент выступавший сделал на новые возможности для промышленников, раскрывшиеся в результате девальвации. Большое будущее он также посулил малому и среднему бизнесу — благодаря усилиям правительства, создавшего федеральную корпорацию по его поддержке.

Впрочем, недостаткам Шувалов тоже уделил внимание — это длительность и сложность бюрократических процедур, например при рассмотрении заявок на предоставление гарантий правительства. «Но вы же поймите, — пояснил вице-премьер, — одобрение гарантий по проектам — это большая ответственность, и ложится она на конкретного сотрудника, одобрившего ее, и министра финансов».

Отчитываясь, Шувалов не производил впечатление уверенного в силе своих слов оратора. И действительно, Дума по предложению председателя комитета по бюджету и налогам Андрея Макарова (между прочим, единоросса) всего-навсего приняла отчет к сведению, не высказав ни удовлетворения, ни одобрения. Собственно, это единственное, что Макаров мог предложить после выступления председателя Счетной палаты Татьяны Голиковой, которая с цифрами в руках показала, что от решений правительства до принятия конкретных мер проходит слишком длительное время. Меры эти запаздывают, из-за чего на фоне быстро меняющихся внешних условий функционирования предприятий проблемы лишь нарастают. Голикова привела пример с выделением денег на поддержку реального сектора, которые слишком медленно доходят до назначения, а могли бы уже давно работать на рост экономики. Так, из выделенных 1 трлн рублей ОФЗ 162 млрд рублей переданы Объединенной авиастроительной корпорации (100 млрд рублей), Государственной транспортно-лизинговой компании (30 млрд рублей) и ОАО «Россети».

Андрей Макаров, развивая критику действий правительства, заметил, что даже переведенные адресатам средства часто зависают у них на счетах, не будучи пущенными в дело, потому что не оценена реальная проработанность проектов. Так случилось с проектом ЦКАД: деньги он получил, но оказалось, что возникла неопределенность с планом изъятия земельных участков под строительство дороги. «Вот министр экономического развития заявил, что в 2016 году денег на антикризисный план нет, — горячился депутат. — Но они же сгорают в очаге бесхозяйственности». Главное, подчеркнул он, в том, что Дума, приняв законы и создав базу для проведения антикризисных мер, так и не получила четкого ответа от правительства о целях этих законов, как они скажутся на людях, отдельных отраслях и производствах, экономике в целом, а также о необходимых средствах и сроках выполнения конкретных программ, основанных на этих законах.