Путь самурая

Русский бизнес
Москва, 26.10.2015
«Эксперт» №44 (963)
Вызовы, стоящие перед независимым средним бизнесом, не ограничиваются кризисной конъюнктурой рынков, на которых оперируют компании. Налицо также заметное ужесточение правоприменительной практики в налоговой сфере и антиофшорного законодательства

Сооснователь и старший партнер КСК групп, одной из старейших диверсифицированных аудиторско-консалтинговых компаний России, Игорь Островский рассказал «Эксперту», с какими рисками сталкиваются сегодня предпринимателями и чем им могут помочь консультанты — а когда уже не могут.

«У апатичных выживальщиков нет шансов»

— Ядро клиентов КСК групп — несырьевой частный средний бизнес в столичном регионе. Как он сегодня переживает кризис?

— Общаясь с бизнесменами, мы видим четкое разделение предпринимательского класса на два лагеря. Эффективные бизнесы, которые были хорошо подготовлены к кризису, переживают его не драматично. Да, говорят они, входящий денежный поток уменьшился, условия работы стали жестче, но никакой катастрофы нет, просто очередной циклический кризис, который приходят раз в пять-семь лет. Более того, они заявляют, что сколько продлится кризис, им неважно, они живут и работают на полную катушку здесь и сейчас.

— Неважно, сколько продлится кризис? Это уже какое-то самурайское состояние духа, мне — сибариту и гедонисту — абсолютно недоступное.

— Вы знаете, я думаю, они не лукавят. Больше скажу. С точки зрения эффективных бизнесменов, у кризиса есть даже плюсы, так как они удаляют с рынка менее эффективных конкурентов. Пришли заморозки, убили сорняки. Успешные предприниматели говорят: «Мы их не уважали, они могли расти только вместе с рынком, они устраивали ценовые войны». Но полного избавления от конкурентов они не алчут.

— Как это? Поясните.

— Они умеют дружить с другими очень эффективными своими коллегами, учиться и подпитываться от них. Это конкуренты-партнеры, с которыми можно договариваться, с ними есть диалог, они придумывают что-то новое.

Но помимо эффективных бизнесменов, конечно, есть другой лагерь. Его представители говорят сейчас: все, полный абзац. Тут уже вспоминают всех — и плохое правительство, и мировую закулису. Это люди с закрытым сознанием, не имеющие склонности к диалогу. У них нет горячего желания к развитию. Это апатичные собственники и руководители, не имеющие воли к управленческим изменениям. Консультант ему указывает: «Иван Иванович, ваш финансовый директор банально ворует. Давайте его уволим как минимум». А тот в ответ мнется: «Да как же я его уволю, я же с ним вместе начинал, мерзли на Митинском рынке, магнитолами торговали…» Без комментариев. Комплекс Емели: печка все равно теплая, что-то да сама испечет. Много таких компаний не пережили прошлый кризис, но некоторых пронесло. А сегодня они конкретно попали. У апатичных выживальщиков нет шансов.

— Неужели так много в судьбе бизнеса определяет психотип собственника и топ-менеджмента?

— Это субъективная сторона. Конечно, есть и сторона объективная: закредитованность компаний, чрезмерная зависимость от заемных денег. Сегодня таким компаниям не позавидуешь. Их песенка спета. Успешные компании, по моему опыту, могут работать и развиваться на свои деньги.

— Как различается самочувствие компаний — ваших клиентов в разных отраслях? Кому легче, кому тяжелее?

— Тренд пос

У партнеров

    «Эксперт»
    №44 (963) 26 октября 2015
    Ближневосточная партия аятолл
    Содержание:
    Узоры персидского ковра

    Неизбежное, казалось бы, становление Ирана в роли регионального лидера будет крайне непростой задачей. Тегерану придется преодолеть собственное нежелание договариваться с американцами, а также не допустить разрыва отношений с Россией

    Новый бизнес
    Экономика и финансы
    Частные инвестиции
    Наука и технологии
    Потребление
    Реклама