Система ценностей Бориса Березовского

Культура
Москва, 26.10.2015
«Эксперт» №44 (963)
«Музыка Земли» — новый проект одного из самых востребованных пианистов мира — объединит классику и фольклор

На XI Международном конкурсе имени Чайковского Борис Березовский получил первую премию и золотую медаль, а в нынешнем году вошел в состав жюри состязания пианистов XV конкурса. В четверть века, которые минули между двумя конкурсами, вместились эмиграция и возвращение в Россию, титул пианиста, обладающего «феноменальной виртуозностью и совершенным звуком», тысячи выступлений с лучшими симфоническими оркестрами по всему миру, записи более сорока CD и DVD, многочисленные премии в области звукозаписи, участие в крупнейших международных музыкальных фестивалях и организация фестивалей именных. Его новый проект — фестиваль-конкурс «Музыка Земли». С 1 по 3 ноября пятнадцать отобранных экспертной группой российских коллективов, играющих этническую музыку, будут выступать в залах Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. 4 ноября в Колонном зале Дома Союзов состоится финальный гала-концерт победителей конкурса. Вместе с ними на сцену выйдет и сам Борис Березовский. В интервью журналу «Эксперт» он рассказал о том, какие идеи им движут.

— Чем вызван ваш интерес к фольклорной музыке?

— Я думаю, что недостатком образования. Для меня это всегда было нечто никому не нужное, то, что пылится в дедовском комоде, какие-то блеклые воспоминания о прошлом. Но когда я в первый раз благодаря своему другу попал на концерт фольклорной музыки, это произошло в Швеции, я был поражен тому, насколько это интересно, живо и не примитивно. А я всегда думал, что это какой-то примитив, в стиле «Во поле березка стояла», и не более того. Когда же я услышал, что там постоянно меняются ритмы, что там есть невероятное разнообразие, полифония, многоголосие, это стало для меня своего рода откровением. Возможно, сейчас я даже слишком увлечен фольклором, но это потому, что я когда-то пропустил это в своей жизни — нас этому не учили. Я считаю, что это надо знать по многим причинам, в том числе для того, чтобы играть классическую музыку. Барток для меня всегда был абстрактной музыкой, но после того, как я услышал румынские фольклорные группы, которые играют в бешеном темпе, чисто, виртуозно, меняя ритм так быстро, что невозможно понять, какой там размер, и при этом весело, зажигательно и красиво, я стал воспринимать его совершенно по-другому. Я знал, что он собирал музыку в румынских и венгерских деревнях, но не знал зачем. Теперь я понимаю, что эта музыка — источник радости и любви. Мне стало намного проще играть Бартока и с ритмической точки зрения, и со многих других. То же начало его Второго концерта с недавних пор зазвучало для меня как музыка на деревенском празднике. Или культовое произведение Стравинского «Весна священная», которое перевернуло ход истории музыки в двадцатом веке. Когда я слушаю рожечников из ансамбля Покровского, мне становится очевидным, что Стравинский просто взял народные темы, и сделал удачную оркестровку.

— Фестиваль «Музыка Земли» для чего нужен лично вам?

— Фольклор занимает ужасное место в иерархии музыкальных ценностей. Считается, что

У партнеров

    «Эксперт»
    №44 (963) 26 октября 2015
    Ближневосточная партия аятолл
    Содержание:
    Узоры персидского ковра

    Неизбежное, казалось бы, становление Ирана в роли регионального лидера будет крайне непростой задачей. Тегерану придется преодолеть собственное нежелание договариваться с американцами, а также не допустить разрыва отношений с Россией

    Повестка дня
    Новый бизнес
    Экономика и финансы
    Частные инвестиции
    Наука и технологии
    Потребление
    Реклама