Судьба «Трансаэро»: спасатели vs ликвидаторы

Русский бизнес
Москва, 26.10.2015
«Эксперт» №44 (963)
Отняв лицензию на авиаперевозки у предбанкротного «Трансаэро» и передав самые лучшие маршруты компании государственному «Аэрофлоту», правительство выбрало путь монопольного развития отрасли

События вокруг терпящей бедствие крупнейшей частной авиакомпании «Трансаэро» на прошлой неделе обрели черты экономического триллера, что отчасти обнажило мотивы главных действующих лиц. «Режиссерскую» версию правительства внезапно решила подправить группа кредиторов «Трансаэро» вместе с ее владельцем Александром Плешаковым, каким-то образом введя в сценарий происходящего действа одного из главных конкурентов компании — владельца S7 Владислава Филева. 20 октября он подписал с Александром Плешаковым соглашение о приобретении не менее 51% «Трансаэро» вместе с ее долгами (260 млрд рублей). Биржевые брокеры расценили это как шанс на спасение авиагиганта, и стоимость акций «Трансаэро» на бирже взмыла вверх. Однако уже следующим утром правительство демонстративно забило первый гвоздь в крышку гроба авиакомпании: Росавиация отозвала у нее лицензию авиаперевозчика. И в тот же день последовал второй: Минтранс отдал 56 маршрутов «Трансаэро» государственному «Аэрофлоту».

Последний герой

Хотя сумма будущей сделки по приобретению пакета акций между совладельцами двух крупнейших компаний-конкурентов не разглашается, можно догадаться, что она вряд ли больше рубля, ранее предложенного государством (в лице «Аэрофлота») совладельцам «Трансаэро» Александру и Ольге Плешаковым за дело всей их жизни. Казалось, они были согласны уже и на это, но не смогли консолидировать активы для передачи их «Аэрофлоту» — крупные госбанки-кредиторы словно нарочно не давали согласие на отчуждение заложенных у них акций. По всей видимости, теперь Плешаковы решили побороться если уже не за свое будущее в компании (оно и теоретически слабо просматривается), то хотя бы за интересы своих не самых крупных, зато многочисленных кредиторов (их более 100) и рынка в целом. Плешаков официально объяснил свой альянс с конкурентом намерением не допустить монополизации рынка и желанием избежать банкротства. А последний заверил, что акционеры S7 разработали план урегулирования отношений с крупнейшими кредиторами «Трансаэро», главным образом с ВТБ, Сбербанком и Альфа-банком, которые, впрочем, к тому времени уже подали заявления о банкротстве «Трансаэро». Он заключается в обращении части долга некоторых кредиторов в акции и дальнейшее оздоровление при операционной помощи S7.

Помимо расплывчатых планов оздоровления, стало известно и о конкретных действиях группы кредиторов (представители Абсолют банка, Новикомбанка, Московского индустриального банка, Московского кредитного банка, банка «Международный финансовый клуб» Михаила Прохорова), по всей видимости, и задумавших всю эту операцию «последний герой». Перед тем как объявить о заключении соглашения владельцев двух авиакомпаний, комитет кредиторов уведомил председателя совета директоров «Трансаэро» Ольгу Плешакову о необходимости сменить гендиректора Дмитрия Сапрыкина, который одновременно состоит в совете директоров и правлении «Аэрофлота». Его назначили в начале октября, когда ожидали, что «Аэрофлот» купит за рубль 75 плюс одну акцию акций «Трансаэро»,

Новости партнеров

«Эксперт»
№44 (963) 26 октября 2015
Ближневосточная партия аятолл
Содержание:
Узоры персидского ковра

Неизбежное, казалось бы, становление Ирана в роли регионального лидера будет крайне непростой задачей. Тегерану придется преодолеть собственное нежелание договариваться с американцами, а также не допустить разрыва отношений с Россией

Повестка дня
Новый бизнес
Экономика и финансы
Частные инвестиции
Наука и технологии
Потребление
Реклама