На оленей хватает

Тема недели
Москва, 02.11.2015
«Эксперт» №45 (964)
Федеральному бюджету на 2016 год необходима тщательная ревизия расходов. Еще один важный вопрос — эффективность поддержки экономики

На следующей неделе Госдума будет обсуждать федеральный бюджет на 2016 год. Первое, что бросается в глаза, — прогнозируемые доходов должны вырасти больше, чем расходы; Резервный фонд на конец 2016 года тоже должен немного подрасти. В целом бюджет-2016 не выглядит кризисным, и тем важнее напомнить, что причина тому — отказ от индексации пенсий. Неработающим пенсионерам в 2016 году пенсии повысят один раз на 4%, а не в соответствии с уровнем инфляции, работающим же пенсионерам пенсии не повысят вообще. В совокупности в виде сэкономленных таким образом пенсионных денег бюджет получит около 350 млрд рублей. Кроме того, продлится мораторий на формирование накопительной части пенсии — это даст дополнительные 324 млрд рублей. Серьезно сократится финансирование разделов «Национальная оборона», «Здравоохранение», «Образование» и ЖКХ — в целом примерно на 400 млрд рублей. Однако ситуации с расходами на оборону и на здравоохранение и образование кардинально различаются (см. график). Расходы на оборону росли последние годы серьезными темпами и даже с учетом их снижения в 2016 году по сравнению с 2011 годом они выросли на 44% — это в реальном выражении, с поправкой на инфляцию. В здравоохранении и образовании ситуация прямо противоположная: за тот же период государство сократило расходы на них на 32 и 28% соответственно. Что же касается якобы увеличенных расходов на национальную экономики и социальную сферу — да, в абсолютном выражении в бюджете-2106 они выросли, но в реальном — остались прежними.

 «Мы считаем, что текущий уровень расходов федерального бюджета выше оптимального, — комментирует заведующий лабораторией бюджетной политики Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара Арсений Мамедов. — Расходы были сильно раздуты в период высоких цен на нефть и еще выросли в кризис, однако потом так и не вернулись на докризисный уровень 18 процентов ВВП (в последние годы устойчиво выше 20 процентов ВВП). В результате мы в целом поддерживаем нацеленность Минфина на снижение госрасходов». Однако, предупреждает экономист, сокращение сокращению рознь — то, какие статьи предпочитает сокращать правительство в бюджете-2016, несет в себе существенные риски для экономики. «С точки зрения структуры расходов у нас вызывает беспокойство запланированное дальнейшее снижение в 2016 году расходов на образование и здравоохранение при сохранении оборонных расходов на высоком уровне, — продолжает Арсений Мамедов. — Понятно, что надо учитывать внешнеполитическую ситуацию, но крайне велики риски неэффективного расходования этих средств из-за закрытости оборонного бюджета. Изменения в структуре расходов за последние годы, отражающие сдвиг приоритетов от расходов на развитие человеческого капитала (образование, здравоохранение) в сторону оборонных расходов и социальных трансфертов, подрывает бюджетные стимулы долгосрочного экономического развития».

Более того, в условиях, когда граждане и так ощущают падение реальных доходов, отказ от индексации пенсий может нанести по потребите

У партнеров

    «Эксперт»
    №45 (964) 2 ноября 2015
    Конформисты
    Содержание:
    Реклама