Прекрасное Средневековье

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура журнала «Эксперт»
2 ноября 2015, 00:00

Олег Воскобойников. Тысячелетнее царство (300–1300). Очерк христианской культуры Запада. — М: Новое литературное обозрение, 2014. — 568 с. Тираж 1000 экз.

Эта книга подкупает свободой повествования и стилистическим единством, чему в немалой степени способствует тот факт, что переводы текстов средневековых авторов сделаны самим автором. Переводы, видимо, настолько важная часть этой книги, что автор счел необходимым посвятить их принципам и состоянию дел в этой области заключительный текст книги. Как выясняется, дела обстоят не лучшим образом. И, увы, далеко не все значимые тексты этого периода введены переводчиками в оборот русской культуры. Читателям, не владеющим латынью, приходиться довольствоваться отрывками, что для истории культуры совсем не новость. Впрочем, иногда отрывок может заключать в себе ничуть не меньшую интеллектуальную энергию, чем сам текст. Как, например, этот: «Архитектура, как и другие связанные с ней виды искусства (скульптура, витраж, станковая живопись), не иллюстрировали какие-либо доктрины религии, политики или философии, но участвовали в их создании». В книге автор идет к этой мысли долгим путем, подробно разглядывая и прочитывая дошедшие до нас объекты средневековой материальной культуры. Этот процесс способен ввести в состояние интеллектуального гипноза, когда ты, пораженный многообразием текстов, изображений, зданий и той глубиной, которую они в себе заключают, вдруг забываешь, что они созданы едва ли не в самый романтический период истории христианской церкви, еще не разделенной на западную, восточную и протестантскую, когда богословы без оглядки впитывали в себя философию Платона и Аристотеля, допускали возможность переселения душ, отделяли добро от зла через ангелологию и демонологию и упражнялись в теодицее. И не жажда людской славы двигала ими, а «диалог с Божеством, поиск своего собственного места — но не только и не столько под солнцем, среди людей, а в небесных чертогах».