Ruukki удачно заместила импорт

Алексей Хазбиев
заместитель главного редактора журнала «Эксперт»
2 ноября 2015, 00:00

Шведский сталелитейный гигант SSAB спустя полтора года после слияния со своим финским конкурентом компанией Ruukki наконец-то решился радикально изменить свою производственную политику в России и СНГ

Благодаря сверхпрочным несущим фермам из стали собственной разработки Ruukki смогла сэкономить при строительстве стадиона Friends Arena в Стокгольме почти 600 тонн металла

Так, в Казахстане руководство SSAB уже начало переговоры с местными властями об организации производства высокопрочной стальной продукции на мощностях костанайского завода «Казогнеупор». Если этот проект состоится, то шведы после долгих мытарств смогут выйти на быстрорастущий рынок государств Центральной Азии. А у нас в стране строительный дивизион SSAB — Ruukki Construction, занимающийся выпуском сверхпрочных стальных конструкций и возведением корпусов зданий, уже вовсю расширяет производство на трех своих заводах в Балабаново и Обнинске. И это несмотря на то, что российский рынок металлоконструкций уже как минимум три года пребывает в стагнации. В прошлом году в нашей стране было выпущено 1,88 млн тонн металлоконструкций на общую сумму 133 млрд рублей. Это примерно на 1% меньше, чем год назад. А за январь–февраль 2015 года производство снизилось еще почти на 13%. При этом отпускные цены производителей за это же время упали на 20%.

Впрочем, эксперты агентства InfoLine уверены, что по итогам всего года средние цены на металлоконструкции вырастут на 15–17%. Это произойдет за счет подорожания расходных материалов для импортных станков и роста ставок по банковским кредитам.

На этом фоне Ruukki удалось не только стать крупнейшим поставщиком строительных металлоконструкций в России, но и увеличить свою долю рынка почти до 3%. Более того, если в прошлом году финны построили у нас свыше 200 объектов с использованием новых технологий быстровозводимых зданий и при этом выпустили почти 55 тыс. тонн металлоконструкций, то в нынешнем году у них есть все шансы эти показатели превзойти — прежде всего за счет интенсификации программы по замещению импорта и ставки на частных клиентов. Еще совсем недавно объем российского производства продукции Ruukki едва превышал 50%, но уже в этом году он вырастет до 65%. А еще через год — до 78%. Весной прошлого года Ruukki запустила на своих российских заводах сразу две линии по производству металлочерепицы общей мощностью 1,5 млн кв. м в год, в результате чего объем продаж этой продукции вырос на 23%. А в сентябре нынешнего года на предприятии в Балабаново начала работать и третья линия проектной мощностью еще 1 млн кв. м металлочерепицы в год. Это позволит увеличить объем продаж кровельных материалов финской компании примерно на 29%. При этом заметную часть своей продукции финны намерены продавать через собственную розничную сеть. Для этого в Калужской области компания открыла несколько магазинов Ruukki Express и запустила соответствующий онлайн-сервис по продаже быстровозводимых зданий. Такая корректировка маркетинговой политики легко объяснима. До сих пор она была ориентирована главным образом на крупных государственных и корпоративных клиентов. В частности, Ruukki строила ангары в аэропорту Калуги, многочисленные торговые центры, ледовые арены, стадионы и проч. Но из-за кризиса на рынке торговой коммерческой недвижимости и сокращения госрасходов на строительство социальных объектов финны решили активно взяться за возведение всевозможных овощехранилищ, коровников и птичников, а также специализированных промышленных предприятий, в том числе в Казахстане, где они сейчас завершают строительство завода по производству бронемашин.

Хельсинки—Стокгольм