Грузовики нащупали дно

16 ноября 2015, 00:00

Рынок грузовиков, похоже, «нащупал дно»: его падение осенью замедлилось, наблюдатели говорят о начале стабилизации. Российский производитель при этом испытывает меньшее сокращение продаж и пытается занять новые ниши

Оживление наблюдается в сегменте магистральных грузовиков, здесь на первое место впервые вышел КамАЗ

Падение продаж новых грузовых автомобилей (так называемых MCV и HCV полной массой свыше 5 т) начало притормаживаться. По данным «Автостат Инфо», в сентябре продажи этой техники снизились на 39%, до 3,7 тыс. шт. Это меньше, чем в предыдущие месяцы: например, в августе показатель падения был 45%, в июне 47%, а в апреле достигал 62%. По итогам же девяти месяцев текущего года продажи грузовиков сократись на 47%, до 33,6 тыс. шт.

«Можно сказать, что “дно” в грузовом сегменте найдено, — говорят аналитики “Автостат Инфо”. — Рынок грузовиков в нынешней экономической ситуации, очевидно, уже достиг своей нижней точки падения. В дальнейшем возможно его медленное и долгое восстановление в случае стабилизации макроэкономической ситуации, например возврата капиталов иностранных инвесторов, а также реализации крупных строительных проектов, в частности, моста через Керченский пролив и объектов чемпионата мира по футболу 2018 года. Пока же остается крайне насущной необходимость стимулирования грузового сегмента со стороны государства как через закупки для государственных и ведомственных нужд, так и интенсификации программ по утилизации и газификации».

Что касается ключевых игроков рынка, то, как и прежде, продажи падают сильнее у иностранных производителей грузовой техники: в сентябре они упали на 54%. При этом наиболее значимое падение наблюдается, например, у таких брендов, как Volvo (минус 87%), Renault (минус 79%), которые сейчас на неопределенное время заморозили свое производство под Калугой. Голландский DAF потерял 79% оборота, МАN — 63%, Iveco — 53%. Однако среди иностранцев есть и такие, который умудрились по итогам сентября увеличить продажи — например, марка Mercedes-Benz вышла в плюс на 3% благодаря успешному развитию совместного производства в Набережных Челнах.

Российские марки грузовиков, в свою очередь, в сентябре потеряли гораздо меньше среднего падения по рынку — 25,3%. Например, лидер рынка КамАЗ в этом месяце сократил продажи на 17% по сравнению с сентябрем прошлого года. Меньшее падение по рынку показали и российские марки «Урал» (минус 23%), а также ГАЗ (минус 27%). «Сейчас ключевое конкурентное преимущество российского автопрома — это относительно низкая цена, которая к тому же растет медленнее, чем валютные курсы. Для покупателя, особенно в сегменте коммерческого транспорта, в кризис важно, чтобы стоимость покупки автомобиля не скакала в зависимости от волатильности валютного рынка», — комментирует директор департамента транспорта логистической компании «Молком» Тимур Ратников.

Примечательно, что российские производители грузовиков, пользуясь кризисными явлениями и спадом спроса на зарубежную технику, начинают успешно осваивать новые для себя сегменты. Например, нынешняя осень принесла хорошие новости для нового продукта КамАЗа — магистрального тягача «КамАЗ-5490», продажи которого в сентябре увеличились аж в семь раз, до 104 шт. С новой моделью представители нижнекамского предприятия уже вышли на первое место в нише техники для магистральных перевозок. С января по сентябрь этого года КамАЗ реализовал в России 1244 седельных тягача, обогнав предыдущего лидера Scania (1209 шт.), третье место в сегменте занимает DAF (380 шт.), а всего за указанный период в России было продано 4095 «магистральников».

Неплохими можно назвать результаты продаж и нового российского среднетоннажного российского грузовика «Газон Next» — 253 единицы по итогам сентября, что составляет тот же уровень продаж, что и в сентябре прошлого года.

Впрочем, заметна активизация спроса и на отдельные иностранные модели: в частности, почти трехкратным приростом в сентябре ознаменовались продажи седельного тягача Scania Serie R 4x2 (152 шт.). Почти на четверть увеличился спрос на среднетоннажный грузовик Isuzu NQR (102 шт.), в плюсе на 10% оказалась реализация тяжелых грузовиков Mercedes-Benz Actros. Оживление спроса на данные модели дает надежду всем участникам рынка грузовиков, что продажи коммерческой техники в России скоро пойдут на поправку.