Небесное противостояние

Алексей Хазбиев
заместитель главного редактора журнала «Эксперт»
16 ноября 2015, 00:00

Росавиация отказалась выполнять решение Межгосударственного авиационного комитета (МАК) о приостановлении сертификата типа всех самолетов Boeing 737, зарегистрированных в России

Глава Росавиации Александр Нерадько не сумел убедить руководство МАК в безопасности лайнеров Boeing 737

Ее глава Александр Нерадько прямо заявил, что все участники экстренного совещания, проведенного в его ведомстве по этому поводу, пришли к единодушному мнению, что для такого шага не имеется оснований. При этом он обвинил МАК в нарушении правил этики, так как комитет обнародовал сведения о возможных неполадках в системе управления рулем высоты самолета Boeing 737, относящихся к расследованию, которое до сих пор не завершено. Речь идет о катастрофе двухлетней давности Boeing 737 под Казанью. В ходе расследования этой трагедии представители Росавиации неоднократно меняли свое мнение относительно ее причин. А сам Нерадько несколько раз ставил вопрос о том, что вероятной причиной катастрофы мог стать отказ системы управления рулем высоты этого самолета. Теоретически основания для этого были. Известно, что в девяностые годы в США произошло несколько похожих катастроф Boeing 737. И как минимум в одном случае было установлено, что контролирующий руль клапан заедал, когда на охлажденную в полете рулевую систему попадала горячая гидравлическая жидкость. Однако впоследствии этот недостаток был устранен. Что же касается разбившегося в Казани самолета, то она, согласно выводам комиссии по расследованию этой катастрофы, произошла из-за ошибок пилотирования. «В отсутствие управляющих действий со стороны экипажа самолет перешел в набор высоты с большим углом атаки», после этого «экипаж резко отдал штурвал от себя, в результате чего самолет перешел в вертикальное пикирование и врезался в землю». При этом «по данным бортовых средств объективного контроля, отказов систем, агрегатов и органов управления самолетом, включая канал руля высоты, не зафиксировано». Более того, бороскопическое исследование основных распределительных устройств и их препарирование отказа системы управления рулем высоты не подтвердили. Это было зафиксировано в итоговом отчете, который подписали все члены комиссии. Но летом этого года представитель Росавиации отозвал свою подпись и вновь стал настаивать на возможном отказе привода управления рулем высоты. Таким образом, выводы отчета были поставлены под сомнения. В этой ситуации глава Авиарегистра МАК Владимир Беспалов направил запросы как в саму Росавиацию, так и в Федеральную авиационную администрацию США о подтверждении соответствия лайнера требованиям к безопасной эксплуатации. Однако в недавнем ответе американской стороны «не содержится вывод о том, что самолеты типа Boeing 737 в части отказобезопасности системы управления рулем высоты находятся в состоянии, обеспечивающем их безопасную эксплуатацию» — утверждают в МАК. Это дало повод МАК не только вынести решение о приостановлении сертификатов типа Boeing 737, но и обвинить Росавиацию в бездействии, а также в сокрытии «серьезных недостатков» этих самолетов, о которых она не информировала авиакомпании и надзорные органы России. «Вызывает тревогу, что более 20 миллионов пассажиров самолетов семейства Boeing 737 длительное время подвергались существенным рискам», — отмечается в сообщении МАК. Очевидно, что вся эта история не имеет отношения к реальной надежности Boeing 737, а является отголосками противостояния двух авиационных ведомств. Но так как МАК создан государствами СНГ и имеет наднациональный статус, то его решения должны исполняться национальными авиационными властями. И если этого не происходит, то необходимо аргументированно объяснить, почему, а не пытаться подвергнуть их действия юридической оценке, так и не разъяснив свою позицию по существу.