Балласт, который не сбросить

Алексей Хазбиев
заместитель главного редактора журнала «Эксперт»
23 ноября 2015, 00:00

Тотальная технологическая деградация, охватившая украинский авиапром, похоже, достигла апогея

Прежде чем пойти в серию, новому Ан-178 еще предстоит доказать, что он способен летать без специального балласта весом почти 1,3 тонны

Непрекращающиеся попытки сменить главу концерна «Антонов», массовые забастовки его сотрудников вкупе с полным разрывом всех связей с Россией просто не могли не отразиться на качестве новых украинских самолетов. И прежде всего пострадал военно-транспортный лайнер Ан-178. Эта машина впервые поднялась в воздух в мае нынешнего года, то есть спустя всего 15 месяцев после государственного переворота в Киеве, и должна была стать едва ли не главным символом высокотехнологичной промышленности новой Украины ― без грязных угольных шахт и архаичных мартеновских печей. Но вышло все с точностью до наоборот. Как утверждают украинские эксперты, презентованный с большой помпой сначала на авиасалоне в Ле Бурже в июне, а затем и на ноябрьском авиашоу в Дубае, новый Ан-178 имеет серьезные технологические недостатки в конструкции. «В ходе испытаний первого летного образца выявлена проблема с центровкой машины, которая, в свою очередь, вызвана существенными ошибками при его проектировании», ― утверждают эксперты. В результате, чтобы обеспечить себе нормальную центровку, лайнер вынужден выполнять все сколько-нибудь длительные испытания и перегоночные рейсы с дополнительным балластным грузом общей массой около 1,3 тонны. Он состоит из уложенных в специальные пакеты 15 стальных пластин весом 85–90 кг каждая и находится сразу за кабиной экипажа. Именно с таким балластом прототип Ан-178 совершал полеты на выставки в Ле Бурже и Дубай, причем сразу же после приземления лайнера этот груз оперативно выгружали.

Эксперты предполагают, что неверная центровка самолета ― это прямое следствие ошибочного решения конструкторов, принятого еще на этапе проектирования самолета. Речь идет об увеличении размаха крыла Ан-178 на два метра, а также его площади: с 88,5 до 98,6 квадратного метра ― при сохранении неизменным уже спроектированного фюзеляжа. Такое решение, в свою очередь, могло быть вызвано выявившейся расчетной недостаточностью взлетно-посадочных характеристик по отношению к заявленным. Известно, что Ан-178 ―это несколько увеличенная по размеру модель пассажирского самолета Ан-158. Они созданы, по сути, на одной базовой платформе, причем их планер и бортовые системы унифицированы почти на 60%. Предполагалось, что Ан-178 сможет перевозить до 18 тонн груза и придет на замену устаревшим транспортным лайнерам Ан-12. Впрочем, даже приблизительные характеристики Ан-178 производитель почему-то не раскрывает. Во всяком случае, на сайте госпредприятия «Антонов» их обнаружить не удалось, как и комментариев относительно возможной конструкторской ошибки. Правда, все сомнения по этому поводу счел нужным развеять известный украинский летчик-испытатель Евгений Галуненко. «Да, мы возим балласт в виде металлических пластин, а как по-другому на пустом самолете сделаешь максимальные веса и разные варианты центровок для летных испытаний? ― говорит Галуненко. ― Система водного балласта, как на Airbus и Boeing, пока для нас дороговата. Поэтому мы уже 30 лет используем свою систему. Неудобство в том, что это делается только на один полет, а конкуренты могут менять центровки в одном полете столько раз, сколько пожелают». Впрочем, все равно остается непонятным, почему балласт из самолета надо все время выгружать, а также почему Ан-178 не смог получить разрешение совершать демонстрационные полеты на авиашоу. Заметим, что абсолютно все новые модели лайнеров, находящиеся на стадии испытаний и загруженные водным балластом, будь то Airbus А350 или Boeing 787, всегда выполняли на авиасалонах демонстрационные полеты и никаких проблем из-за этого у них не возникало.

Таким образом, если предположение о конструкторской ошибке при проектировании Ан-178 верно, то исправить ее будет крайне тяжело. Единственный вариант ― это увеличить длину фюзеляжа самолета в районе центроплана и носовой части, что потребует серьезного перепроектирования, а возможно, и создания, по сути, нового лайнера. В этом случае контракт «Антонова» с азербайджанским холдингом Silk Way Group на поставку десяти Ан-178 начиная с 2017 года, по всей видимости, может быть пересмотрен. Кстати, Азербайджан уже имеет печальный опыт эксплуатации новых недоделанных самолетов фирмы Антонова, в частности Ан-140, который десять лет назад разбился недалеко от Баку из-за отказа систем индикации авиагоризонтов сразу трех приборов (всего же с самолетами этого типа было четыре катастрофы). После того случая азербайджанская авиакомпания AZAL расторгла контракт с фирмой Антонова и вернула все купленные у нее лайнеры.