Гаджет для эмоций

30 ноября 2015, 00:00

В мире и России возрождаются продажи так называемых фотокамер моментальной печати. Их продвижение на рынке идет довольно успешно: производители позиционируют подобные гаджеты как стильный аксессуар и источник позитивных эмоций.

Новая Instax mini 70 от Fujifilm

Снимок, сделанный цифровой камерой, затеряется в смартфоне или компьютере. А отпечатанная сразу после съемки фотография подарит больше эмоций. Такую идею пытаются продвигать производители так называемых фотокамер моментальной печати. В свое время фотоаппараты, из которых в руки пользователя тут же вылезал сделанный снимок, имели огромную популярность. Похоже, что сейчас начинается второе рождение таких камер.

Технология быстрого получения фотографического изображения (так называемый одноступенный фотопроцесс), когда фотопленку не нужно проявлять и потом, возясь с химическими реактивами, переносить отпечаток на фотобумагу, появилась еще в 1920-х годах. Первые камеры для получения готовых снимков начала производить американская компания Polaroid в 1948 году, которая позже стала лидером в области выпуска подобной техники. Ее камеры стали пользоваться бешеной популярностью. Расцвет такой техники пришелся на 1970–1980-е годы, когда, например, в США примерно 20% фотоснимков делалось подобными фотокамерами и правилом хорошего тона было на вечеринке подарить гостям пару моментальных фотографий. Оборот техники и компонентов для аппаратов моментальной фотографии к концу 1980-х достигал 3 млрд долларов в год. Не многие знают, что квадратная форма популярного мобильного приложения Instagram была заимствована именно у фотоотпечатков камер Polaroid. Кстати, фотоаппараты моментальной печати выпускались и в СССР. Были даже собственные модели, разработанные советскими инженерами («Момент», «Фотон»), но большее распространение получили фотоаппараты Polaroid, выпускаемые по лицензии в московском регионе на совместном советско-американском предприятии «Светозор».

Однако в 1990-е года рынок фотоаппаратов моментальных снимков схлопнулся — в нокаут его отправила бурно развивающаяся цифровая фототехника. Компания Polaroid объявила себя банкротом и в конце 2000-х годов прекратила выпуск фотоаппаратов моментального одноступенного процесса печати.

Казалось, фотокамеры моментальной печати навсегда останутся для музеев. Но нет, в последние годы неожиданно вновь появился потребительский интерес к этой технике. Уже новые владельцы компании Polaroid несколько лет назад начали возобновлять выпуск фототехники, откуда после съемки моментально вылезает готовая фотокарточка (правда, технология сейчас у этой техники несколько другая. Это уже не одноступенный процесс, а по сути совмещенный с фотокамерой компактный фотопринтер).

Помимо Polaroid возрождать было величие моментальной фотографии бросилась японская компания Fujifilm (которая пытается использовать старые технологии одноступенного процесса, когда снимок проявляется с помощью встроенных реактивов). Данный производитель проявляет особую активность на российском рынке. Если аппараты Polaroid ввозят в РФ стихийно разные импортеры, то Fujifilm развернула в России скоординированную кампанию для продвижения своих фотоаппаратов моментальной печати. Она привлекает известных фотографов, устраивает выставки работ, сделанных с помощью новой старой технологии. При этом Fujifilm пытается в первую очередь адресовать свою продукцию молодежи и позиционировать ее в том числе как модный аксессуар. «Наши камеры моментальной печати — это модной устройство, которое позволяет получить другие, более сильные эмоции от фотоснимка, — рассказал «Эксперту» Дмитрий Мухин, директор по корпоративным коммуникациям Fujifilm. — Ведь это совсем другое, когда снимок ты можешь сразу держать в руках, подарить кому-то, и он не похоронен где-то в цифровом виде в компьютере или коммуникаторе. К тому же дополнительную ценность такому фото придает то, что оно существует в единственном экземпляре, у него нет копии».

Fujifilm продвигает свои камеры под брендом Instax mini. Недавно в Москве была представлено новая модель Instax mini 70, которая обладает расширенным функционалом, в том числе отдельным режимом для селфи. Стоят такие модели 4–6 тыс. рублей, а картридж на 10 снимков предлагается за 650 рублей (модели Polaroid дороже, их цена начинается с 10–12 тыс. рублей). По словам Дмитрия Мухина, по итогам прошлого года в России было продано порядка 50 тыс. камер Instax mini, что в 1,6 раза больше, чем в 2013-м. А по итогам текущего года компания рассчитывает показать еще более значимый прирост.

Участники рынка согласны, что новое поколение камер моментальной печати может занять свою нишу на рынке. «Моментальная печать фотографии снова стала в последние годы если не актуальным трендом, то заметным явлением, — говорит руководитель пресс-службы компании “Связной” Мария Заикина. — Оно является частью современной молодежной культуры, представители которой запоминают бренд все чаще не потому, что этот бренд им дал, а по созданному настроению. Сейчас многие компании вне зависимости от сферы своей деятельности стремятся создать, возможно, нишевый продукт (услугу, акцию), что называется, just for fun — для развлечения. Фото моментальной печати хорошо ложатся в эту концепцию “фана”. Компании, которые предлагают такие гаджеты, продают эмоции, а не продукт. Из плюсов таких устройств можно отметить оригинальность и умение печатать фотографии сразу после съемки. Они отлично подходят в качестве подарка. Из минусов можно отметить их стоимость (самого фотоаппарата или стоимости печати), габариты (камеры достаточно громоздки) и маленький размер самих фотографий. Повторюсь, что это не фотоаппарат на каждый день, а развлечение».