Нестандартная концессия

Русский бизнес
Москва, 30.11.2015
«Эксперт» №49 (967)
В результате консолидации государственных и частных активов самой крупной воздушной гавани страны уже через год аэропорт Шереметьево может оказаться под контролем частных акционеров. Однако главная интрига в том, сколько они за это должны будут заплатить

Международный аэропорт Шереметьево (МАШ) уже через год будет преобразован в новое акционерное общество «Аэропорт Шереметьево». Согласно указу президента Владимира Путина, подписанному в конце августа, новое АО создается на принципах государственно-частного партнерства. Сегодня Российской Федерации принадлежит чуть более 83% акций МАШ. Все они будут вложены в уставный капитал нового предприятия. В качестве частного инвестора выступает компания «Шереметьево Холдинг». Состав и оценка вносимого имущества должны быть определены вместе с правительством до конца ноября. При этом разделение долей в новом АО будет прописано в соглашении, которое появится не раньше апреля. Однако доля государства не может быть менее 30%.

О приватизации аэропорта в указе президента не сказано ни слова. Но мнения экспертов относительно дальнейшей судьбы аэропорта разделились. Одни считают, что говорить о приватизации некорректно, поскольку речь идет не о продаже акций, но о концессионном соглашении. А консолидация государственных и частных активов под управлением одного юридического лица позволит улучшить экономику крупнейшей воздушной гавани страны. Другие полагают, что указ президента создает условия для запланированной ранее приватизации госпакета МАШ и передачи его новому оператору. Cамая главная интрига, пожалуй, в том, как будет оценена стоимость государственного и частного имущества аэропорта и распределены доли в новом АО.

Как посчитать

О планах приватизировать аэропорт Шереметьево в Росимуществе начали говорить еще в середине 2000-х годов. Согласно проведенной тогда оценке, рыночная стоимость МАШ была определена в 25 млрд рублей. Однако Минтранс выступил против сокращения доли государства в аэропорте, который до тех пор оставался на 100% федеральной собственностью. Камнем преткновения стали неурегулированные имущественные и земельные вопросы. Тем не менее через несколько лет к этой идее вернулись. МАШ даже был внесен в проект плана приватизации на 2010 год. Кроме того, под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова обсуждался вопрос об объединении Шереметьево, Домодедово и Внуково в рамках единого Московского авиаузла (МАУ). В пользу данного решения высказывались мнения, что общий центр управления позволит существенно сократить расходы на аппарат аэропортов и даст возможность более рационально перераспределять нагрузки, рейсы, назначать цены и т. д. Активное несогласие с этой перспективой высказывали только в руководстве аэропорта Домодедово, который уже тогда был частной собственностью, хотя его аэродромной инфраструктурой, так же как во Внуково и Шереметьево, владело государство через ФГУП «Администрация гражданских аэродромов». Но затем владельцев Домодедово поддержали в ФАС, где объединение аэропортов сочли прямым нарушением антимонопольного законодательства, поскольку проект уничтожает идею какой-либо конкуренции в московском регионе. По заявлению ФАС, именно благодаря острой конкурентной борьбе между Домодедово и Шереметьево произошло значительное разви

Новости партнеров

«Эксперт»
№49 (967) 30 ноября 2015
Не партнёр
Содержание:
Воспитание турецкого султана

Ликвидация российского бомбардировщика в небе над Сирией имеет все признаки спланированной акции. Политическая ошибка Турции привела к серьезному кризису в отношениях с Москвой. Главным проигравшим в итоге окажется президент Эрдоган

Повестка дня
Культура
Потребление
Ямало-Ненецкий автономный округ
Реклама