Как прокачать мозг, не отходя от компьютера

Елена Николаева
14 декабря 2015, 00:00

— На что делаете ставку? — На техническую и научную составляющую наших тренажеров, к созданию которой привлекаем нейропсихологов ведущих вузов страны, а также нейропсихотерапевтов и экспертов в области философии и психологии развития.

Если больше знаешь и острее мыслишь, то больше зарабатываешь, самоморазвивайся! — кричит современное общество. «Саморазвитие» — слово загадочное. Как понять, что уже саморазвился? Мозг всегда адаптируется к текущим задачам. Единственный способ не только развивать, но и поддерживать свой мозг — давать ему нагрузку. Известные научные разработки в этой области соединили в «Викиум» с техническими. Получились тренажеры, способные, как уверяет основатель компании Сергей Белан, не только «прокачать внимание, память, мышление», но даже научить концентрироваться, полностью расслабляться и измерять состояние «потока». «Мы разработали тренажеры совместно с Центром тестирования при МГУ и другими институтами. Брали уже зарекомендовавшие себя методики — например, эффект Струпа, таблицы Шульте. Мы их оцифровали, сделали сложность адаптивной. После тестовых заданий система выстраивает тренажеры в нужном порядке для каждого человека, с последующим усложнением по нужному алгоритму», — рассказывает Сергей. Основная ставка — на внимание: «Сначала мы должны воспринять информацию. Потом взять вниманием. Потом сохранить в памяти. И уже потом мы ее обрабатываем, достаем с помощью мышления. Если у нас на входе узкое сечение, то общая наша эффективность будет равна входному сечению внимания. Поэтому достаточно бывает прокачать внимание. Тогда и все остальное автоматически вырастет. Мамы часто говорят: ребенок плохо запоминает. На самом деле он неплохо запоминает, просто отвлекается».

Всего три-четыре раза в неделю по 15 минут тренировки, больше похожей на игру, не отходя от компьютера. Максимальный «скачок» и «рост способностей» обещают за три месяца — как с диетой или спортзалом, когда прогресс особенно заметен. Дальше идет стадия закрепления результата. Сервис рассчитан на аудиторию 7+. Продажи не только на сегмент b2c, но и на корпоративный сектор. В сумме более 150 тыс. клиентов. Бизнесу два года. Платные варианты —от 1490 до 9960 рублей. Часто бывают скидки. Оборот — 20 млн рублей.

Как это работает

Флагманский продукт «Викиум» — 39 тренажеров с разными уровнями сложности, с индивидуальным алгоритмом последовательности, который формируется при первоначальном тестировании при регистрации на сайте Wikium.ru. Все тренировки проходят онлайн. Чего вы хотите: перестать отвлекаться на внешние помехи и раздражители; легко концентрироваться на задачах и работать продуктивнее; избавиться от забывчивости и рассеяности; мгновенно выполнять простые вычисления в уме; быстрее реагировать в критических ситуациях? Впрочем, все эти опции можно выбрать одновременно. Впереди нехитрые, но красиво оформленные упражнения: «Найди число»; «Найди предмет»; «Сигнальная лампочка»; «Геометрия с конструированием фигур»; «Аквариум»; сравнение по памяти на переключение и гибкость мышления; «Близнецы» — на внимание; «Вычитание» и «Уникум» на устойчивость внимания и пространственное мышление, а также много других. Мозг начинает закипать. Тем временем пользователю выставляется диагноз. «Система понимает ваши сильные и слабые стороны. Она адаптирует уровни сложности и выстраивает тренировку так, чтобы развивать все по очереди. Если, например, затормаживает память, она начинает с памятью работать. Потом сама переключается на внимание», — объясняет Сергей.

Для тех, кто хочет большего, подготовлены два интенсивных курса. «Первый — на внимание, второй мы называем “Курс детоксикации мозга”. Курс очищения сознания от мыслей, которые в данный момент не нужны. Например, вот я сейчас с вами разговариваю, мне нужно сконцентрироваться на интервью. И мне незачем одновременно думать, например, покушал ли у меня сын. Это видеоуроки, практические материалы, задания и упражнения, которые нужно делать офлайн. За месяц можно научиться в нужный момент себя отключать и включать».

Еще один продукт — «Нейролес». Тренажер нового поколения, который синхронизируется с нейроинтерфейсом. Работает с вниманием, концентрацией. Многие люди сейчас превратились в многозадачных, но стали менее эффективными: быстрая утомляемость, неусидчивость. А есть люди, которые сидят, концентрируются над задачей, ничего вокруг не замечая, — как бы в нужный момент приобретать такие свойства? «Нейролес» — это игровая компьютерная реальность, где ваши возможности прохождения участка, скорость, высота прыжка зависят от вашей способности полностью расслабиться или же максимально сконцентрироваться. На мочки уха, на голову надеваются датчики (от двух до восьми), подсоединенные к компьютеру, в руках джойстик. Реакция — мгновенная. Помимо улавливания уровня концентрации система видит состояние «потока», в котором, как считается, мы творим, причем некоторые люди этого состояния никогда не испытывали.

Измерить прогресс

С помощью интерфейсов можно замерить внимание — реально видна активность мозга. А вот память измерить нельзя. Можно, конечно, оценить, как быстро решаются задачи. Но это, по словам Сергея, абстрация: «Мы замеряем скорость вхождения в состояние, в концентрацию. Кто-то способен быстро сконцентрироваться, кому-то нужно больше времени. Потом замеряем, как  долго человек находился в состоянии концентрации, устойчивость внимания. По мере прохождения разных уровней смотрим, как человек развивается». Для полноты анализа собрали статистику. «Мы меряем через нормальные распределения, подобно IQ. Выборка — 150 тысяч человек. Вы проходите через тренажер, и мы можем сравнить вас со всеми остальными в возрастной категории».

Его история

«Все началось с того, что мне очень хотелось сделать бизнес. У меня были деньги и понимание, как делать. Вопрос был в том, чем заняться», — начинает Сергей, казалось бы, понятную историю многих ребят, которые начали строить бизнес после кризиса 2008-го. А потом добавляет: «Пока выбирал, со мной трагедия произошла. Я обгорел на 45 процентов. И понял: раз судьба мне дала второй шанс, значит, я должен сделать что-то серьезное и что мой бизнес должен быть человечным. Увидел зарубежный сервис — на Западе это направление развивается с 2010 года. Мне захотелось сделать отечественный сервис, продукты которого будут адаптированы к особенностям нашего менталитета и мышления. Такое стечение обстоятельств: критическая точка, когда решаешь, что всё».

Развитие

Бизнес начинали в 2013 году с партнером, имея стартовый капитал около 2,5 млн рублей. «Так как это мой первый стартап, я понял, что нужна экспертиза. Мы поступили в инкубатор при “Сколково” Op:IT, и они стали нас взращивать. Говорили, как упаковывать идею, как правильно смотреть на команду, на покупателя. Сначала помогли определиться, “кто” нам нужен, чтобы начать, и “что” — когда оно должно у нас быть. Кто за что отвечает. Нужны два программиста. Нужен человек, который обладает методологией. Я посмотрел карту компетенций, которая мне нужна для запуска продукта. Потому что сначала нужно запускать минимальную версию, а не бульдозер делать. То есть не все задуманные 39 тренажеров, а 15. Дизайн был простой, функционал — минимальный».

Члены команды нашлись практически мгновенно. «Стали все разрабатывать, нагонять ажиотаж потихоньку: вот скоро мы выпустим! Потом выпустили. И стали писать во все такие мелкие издания: “Здравствуйте, вот мы тренажеры сделали”. Потом у технического директора оказались знакомства на “Цукерберг позвонит”. Выпустили статью на этом ресурсе. И она нам показала, что небольшой рынок есть». Считается, что «Цукерберг позвонит» — сайт больше для ИТ-специалистов, нежели для широкого клиента. Так и оказалось — положительный отклик профессиональной тусовки дал исключительно эмоциональный толчок, хотя на старте и это немало.

В поисковике, конечно, никто не набирал «тренажер для мозга». Пользователи спрашивали, как улучшить внимание, как развить память. Несколько статей по теме — и понемногу начал приходить трафик. «Мы смотрели, как люди себя ведут. Процент их вовлеченности в наш сервис. Сколько из ста зашедших прошли первый день до конца, сколько продержались 15–20 минут. На самом деле это очень мощная штука, если мы говорим о бизнесе. Есть такое понятие, как активация. В маркетинге есть термин «ага-момент» — «Ага! Я понял, зачем мне это нужно, что это такое и о чем идет речь». Конверсия поначалу была небольшой — лишь пять процентов проходили первый день до конца. Но и этому мы были рады», — рассказывает Сергей. Сейчас, по его словам, конверсия достигла 40%. «Мы научились говорить с пользователем на языке выгод. Мы начинаем со “смысловых пуль”. Говорим ему: “Выберите то, что вам интересно”, “Что вы хотите развить во внимании, в памяти, в мышлении?” Это делается для того, чтобы на уровне подсознания оставить метку, что вот тут и тут улучшения будут. Потому что многие, например, не понимают, зачем нужно улучшать внимание. А мы говорим человеку: «Лучше концентрироваться на задачах».

Потом сотрудничество с партнером разладилось, но появился новый: Артем Овечкин, бизнесмен, обладающий обширной экспертизой в части маркетинга, связями и некоторым объемом денег, которые он был готов потратить на новое дело. «Осенью 2014-го я выкупил долю первого партнера за два миллиона рублей и сформировал новую команду. Пожалуй, именно этот этап можно считать отправной точкой развития “Викиум”». Сергей жаден до людей, обладающих экспертизой. За «научной» составляющей продукта обратился в Центр тестирования МГУ, нашел людей, которые умеют геймифицировать процессы, начал общаться с участниками успешных стартапов.

Со своим проектом попал в акселератор Фонда развития интернет-инициатив. «Это был третий набор. А потом нам еще Microsoft предложила: “Посидите тут еще три месяца, потому что вы сильная команда. Хотим, чтобы вы развивались”. И мы с января по март этого года обучались». В то же время Сергей нашел нового партнера, с которым уже привлекли 300 тысяч долларов (инвесторы пожелали остаться непубличными). Меня всегда смущал вопрос: откуда у предпринимателей время на то, чтобы учиться в акселераторах, которых сейчас, на выбор, уже десятки, ездить по необходимым презентациям? «Это пружина, трамплин, — утверждает Сергей. — Там меняют мышление. Заставляют за три месяца пробежать путь, который годами проходят. Там заставляют продавать, заставляют идти к клиенту». Клиенты могут посоветовать хорошие вещи — главное их правильно расслышать. «Мы передвигаем продукты и опции в графике разработок. Пора уже начинать делать мобильные разработки. Потом тарифы. Тариф “Семейный” мы ввели, когда нам стали писать: “Хочу заниматься с семьей. Покупать четыре годовых аккаунта считаю неправильным. Дайте мне скидку!» — говорит предприниматель.

Планы

Главный вопрос: что будет, если на рынок придет зарубежный конкурент — Lumosity? По словам Сергея, потеснить, «Викиум» иностранец способен, но конкуренция будет достойной: «У Lumosity интрефейс покрасивее, больше тренажеров. И несколько миллионов пользователей. Но с точки зрения науки мы уже сильнее. У нас есть разминка перед непосредственными тренировками. У них нет специализированных курсов. Возможно, они не стали распыляться по продуктам. Но это классно — давать больше тем, кто хочет заниматься больше». В чуть отдаленном будущем Сергей намерен выйти в офлайн — для тех, кто не готов покупать оборудования для полноценного использования, будут созданы тренинг-центры.

Калькулятор

Большая часть денежных средств была вложена в разработку продуктов и команду. В штате 15 человек — программисты, разработчики тренажеров, дизайнеры. Средняя зарплата — 80 тыс. рублей. Под конкретные задачи, например в части разработки методик, привлекаются сторонние консультанты — научные сотрудники (нейропсихологи, психофизиологи).

Зарабатывает компания пока на системе из 39 тренажеров. Поскольку проект вступил в фазу масштабирования, на продвижение уходит около 20% бюджета. Помимо соцсетей продвижение идет через Google Analytics, «Яндекс. Директ». «Начиная с марта 2015 года одним из стратегических направлений компании стали корпоративные клиенты. Сейчас это FMCG-отрасли, сфера телекоммуникаций, а также финансовый сектор — банки и страховые компании. В основном работодатели подключают отделы, занимающиеся массовой деятельностью, — колл-центры и сотрудники продаж, но есть примеры участия технических специалистов: нашим первым крупным клиентом стала компания Samsung», — рассказывает Сергей. Клиенты «прирастают» на 10% в месяц. Средний чек — 1 тыс. рублей. «Чтобы уверенно зарабатывать, нужно более тысячи b2c-продаж и несколько корпоративных подключений в месяц». Инвестиции еще не окупились.