Мученики XVII века

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура журнала «Эксперт»
14 декабря 2015, 00:00

Джесси Бёртон. Миниатюрист. — Москва: Издательство «Э», 2015. — 384 с. Тираж 13 000 экз.

Исторический период «торжествующего гомосексуализма», в котором, по наблюдению композитора и философа Владимира Мартынова, мы все с вами оказались, по его мнению, начался с того, что эксплуатация темы гомосексуальности стала «гарантией получения громких литературных премий и наград престижных кинофестивалей, а поп-звезды, используя свой гомосексуальный имидж, завоевывали миллионы поклонников». На этом процесс проникновения гомосексуализма во все сферы общественной жизни не остановился, и вот он уже стал активно «осваивать позиции в сфере общественно-политической жизни, превратившись в неотъемлемую часть политического дискурса». Книга Джесси Бёртон пытается вернуть нас в тот период, когда гомосексуализм был лишен политических амбиций и не заботился о преумножении своих материальных благ, когда он был окружен ореолом сокровенного и запретного. Для этого ей пришлось отправиться в XVII век в Амстердам, в дом богатого купца Йохана Брандта, который выписывает себе невесту. Она наблюдает за мужем, но тот по непонятным ей причинам ее сторонится. У мужа, который в конечном счете оказывается гомосексуалистом, есть темнокожий слуга, который неравнодушен к своей белой госпоже — сестре купца. Автор, чтобы как-то разнообразить набор сюжетных линий и раскрасить художественное пространство мистическими красками, удваивает его, вводя в сюжет кукольный домик, который живет своей жизнью и таинственным образом отражает будущее мира, располагающегося за его пределами. Весь этот клубок разрубается разоблачением сексуальной ориентации купца с последующей казнью. Что ж, мир жесток. Но Джесси Бёртон не лишает нас веры в людей. В уста простой хозяйки таверны она вкладывает следующую фразу: «Йохан Брандт не был содомитом. Знаете, как он расхваливал мою картошку? Настоящий купец, хороший мужик и отличный моряк».