Главное — получить референцию

21 декабря 2015, 00:00

Энергомашиностроительная корпорация «Силовые машины» подписала с «Росатомом» крупнейший не только в своей, но и в мировой истории пакет договоров на поставку оборудования для неядерного острова атомных электростанций

Комплекс для производства мощных тихоходных турбин под Петербургом введен в эксплуатацию еще в 2012 году

Это позволит развернуть высокотехнологичное производство абсолютно нового для России оборудования.

На прошлой неделе были официально объявлены итоги тендера госкорпорации «Росатом» на поставку комплектного оборудования турбоустановок для трех строящихся атомных электростанций: для четырех энергоблоков вторых очередей иранской АЭС «Бушер» и индийской «Куданкулам», а также первых двух блоков нашей Курской АЭС-2. «Силовые машины» (СМ) обошли  Siemens и «Атомэнергомаш» — собственное энергомашиностроительное подразделение «Росатома». Общая стоимость контрактов составляет 122 млрд рублей. Поставки должны быть осуществлены с 2018 по 2023 год.

Помимо финансово-фактической стороны дела есть и вторая весьма важная составляющая этой новости. Если азиатские атомщики получат уже известные и проверенные, в том числе и на их собственных станциях, «быстрые» турбины «Силовых машин», то на Курскую станцию петербургские энергомашиностроители поставят так называемые тихоходные турбины и генераторы. Причем, отметим, произойдет это впервые в постсоветской отечественной истории, что, в добавок к рыночному успеху, знаменует собой еще и значительный инновационный прорыв российской технологический компании.

Во всем мире энергомашиностроители выпускают для атомных электростанций два типа турбин: тихоходные (скорость вращения роторов — 1500 или 1800 оборотов в минуту) и быстроходные (3000 или 3600 оборотов). «Медленными» турбоустановками оснащено абсолютное большинство действующих мощных энергоблоков в мире, хотя именно с быстроходных начиналась история атомной энергетики. Атомщикам потребовались мощные турбины, особенности которых задавались свойствами «атомного» пара — с его более низкими температурами и более высокой влажностью, чем на традиционных тепловых станциях, а значит, и более высокой плотностью. Тяжелый «атомный» пар обеспечивал и большее разрывное действие на лопатки, и тихоходная концепция упрощала задачу увеличения мощности турбины: оказалось проще конструировать длинные и тяжелые лопатки именно для «медленных» турбин.

«Атомэнергомаш» предлагал на тендер проект «медленной» турбины Arabelle французской энергомашиностроительной корпорации Alstom, обещая постепенно увеличивать локализацию. «Француженку» предлагалось собирать на производственных площадях волгодонского «Атоммаша», и очевидно, что сколько бы ни говорили о производстве ответственных деталей в России, до турбинного хай-тека дело бы у нас дошло не скоро. В минус ««Атомэнергомаша» записали, видимо, и то, что у его подразделений отсутствовал опыт производства каких-либо турбин для АЭС вообще. А в референц-листе «Силовых машин» 23 быстроходных турбогенераторных установок мощностью 210, 800, 1000 и 1200 МВт, причем десять из них были поставлены заказчикам после 2002 года. Правда, напомним, речь идет именно о быстроходных турбинах.

«Быстроходки» не только для мирового, но и для российского рынка редкость (см «Прорваться на тихом ходу» в «Эксперте» № 29 за 2008 год). Таким оборудованием «Силовых машин» оснащены 27 энергоблоков АЭС — на Украине, в Китае, Индии и Иране. В самой же России две турбины эксплуатируются в составе третьего и четвертого энергоблоков Калининской АЭС, три (по 210 МВт) работают на блоке БН-600 Белоярской АЭС, и одна новая «восьмисотка» пущена буквально на днях там же на энергоблоке БН-800. Еще четыре быстроходных турбины «Силовых машин» мощностью 1200 МВт изготовлены для новых блоков Нововоронежской и Ленинградской атомных станций второй очереди. На других российских энергоблоках АЭС эксплуатируются тихоходные турбины — все они собраны на украинском «Турбоатоме».

В свое время создать «быструю» турбину получилось как раз в ленинградском ЛМЗ (теперешнем филиале «Силовых машин») в конце 70-х годов прошлого века в ходе решения государственной задачи уменьшения металлоемкости строительства новых АЭС. Но спрос на «тихоходки» в мире превалирует и сегодня. Поэтому, опираясь на опыт создания мощных быстроходных паровых турбин и надеясь на будущий спрос, в компании с 2008 года начали разрабатывать, а к 2013 году и создали собственной проект «более простой» тихоходной турбоустановки мощностью 1255 МВт, ответственные узлы которой успели пройти к сегодняшнему дню необходимые натурные стендовые и экспериментальные исследования. Коэффициент полезного действия турбины, по предварительным оценкам, превысит 37%, что полностью соответствует мировым аналогам. Есть заделы и для уменьшения длины лопатки — опять же для уменьшения металлоемкости установки и снижения ее себестоимости. Специально для комплектации машины создан новый турбогенератор с водородно-водяным охлаждением и КПД более 99%.

Еще одним фактором в пользу «Силовых машин» стало то, что в расчете на спрос со стороны «Росатома» компания еще в 2012 году ввела под Петербургом в эксплуатацию новый производственный комплекс для производства тихоходных турбоагрегатов, инвестиции в который составили 7 млрд рублей. С тех пор проект ждал только своего заказа. Теперь заказ поступил.

Интересно, что на старте конкурса ни один из российских участников тендера — ни «Силовые машины», ни «Атомэнергомаш» — референцией, то есть опытом производства и поставок тихоходных турбин, не обладал. Судя по победе питерцев, конкурсные условия  это скорее всего читывали — смеем надеяться, из-за дальновидной политики «Росатома». Корпорации отечественное референтное тихоходное оборудование потребуется для усиления позиций на международных рынках, где сохраняется большой интерес к такого рода оборудованию. Но для экспансии требуется  обкатка новой разработки сначала на российской станции.