Колесо российско-финской фортуны

Анастасия Федорова
21 декабря 2015, 00:00

Шинный завод Nokian Tyres, расположенный в городе Всеволожске Ленинградской области, ожидая снижения российского спроса, ищет возможности для укрепления своих позиций как одного из крупнейших экспортеров региона

На сегодняшний день Nokian Tyres является крупнейшим шинным заводом в России: он производит около 1,7 тыс. видов продукции — практически весь шинный ассортимент. Изначально предприятие было ориентировано на внутренний российский рынок: предполагалось, что к 2015 году завод станет выпускать около 8 млн шин в год, однако уже по итогам 2014 года этот показатель находился на уровне 15,5 млн. И руководство концерна считает, что, несмотря на рост цен на готовую продукцию (с нового года он достиг 15%), ожидать существенного падения производства в 2015 году не приходится: по оценкам, продажи просядут не более чем на 5%.

И значительную их долю составят продажи в России: 22–20% от общего портфеля компании. За последние годы стал очевиден курс головного производства Nokian Tyres на экспорт. Сейчас его доля более 60%, и, судя по тенденции, в ближайшее время он будет только расти.

Запах денег

В первом цеху резиносмешения стоит ощутимый запах: здесь натуральный каучук проходит первичную обработку и превращается в большое резиновое полотно. «”Пахнет как топленое молоко”, — подумал я, когда впервые сюда пришел», — делится ощущениями старший оператор производственного участка Николай Божков. За несколько лет он прошел стандартный для многих попадающих на завод путь: вырос от простого рабочего до начальственной должности в своем цеху, переехал вместе с семьей из Всеволожска в Hakkapeliitta Village, участвует в ежегодных соревнованиях на производительность, уменьшение процента брака и лучшую спортивную команду. По полу первых двух цехов, где рулонами на гравитационных стеллажах лежат заготовки материалов для будущих шин, бегают белые автоматические погрузчики-роботы: траектория их движения задана в компьютерном центре. «Он безопасный; хотите, покажу?» — предлагает Николай и, не дожидаясь ответа, встает на пути у тележки-робота. Тот останавливается: ждет, пока рабочий уйдет с дороги, периодически подавая световые и звуковые сигналы.

До недавнего времени на всем предприятии использовались погрузчики, управляемые людьми, но с августа часть из них заменили роботами. Управленцы, однако, отмечают, что на численности персонала это никак не отразилось, — на заводе всегда есть чем заняться: «К зиме планируется некоторое расширение производственного корпуса, где в следующем году будет установлено дополнительное оборудование. К 2017-му расширят склад. А вообще, как только рынок начнет восстанавливаться и мы почувствуем нехватку производственных мощностей, то в течение года сможем развернуть 14-ю линию — место уже заготовлено», — делится планами генеральный директор Nokian Tyres Russian Андрей Пантюхов.

Конечно, в цехах шумно: причудливая смесь из щелчков, низкого гула и жужжания, в которую почти не вторгается человеческая речь, — автоматические линии, установленные на производстве, в отличие от конвейеров не требуют большого количества рабочих, равно как и существенных физических усилий. Зато требуют высокой квалификации персонала. Корпоративная культура, к слову, постоянно стимулирует к ее повышению: подход Hakkapeliitta, который пришел из финского головного офиса, подозрительно напоминает советскую производственную культуру: те же передовики, командный подход, гордость за родной завод — но с «рыночным» лицом. В рамках инновационной программы сотрудники вносят рациональные предложения по улучшению рабочего процесса, предлагают к внедрению новшества, за что их поощряют материально в зависимости от важности и значимости изменений. По словам начальника производства Леонида Смирнова, завод Nokian обслуживает чуть меньше 1,3 тыс. человек: средний возраст — 31 год и это преимущественно мужчины. Женщин всего 40 человек, причем не только на «офисных» должностях: часть из них занята в производстве на линиях, не требующих сильной физической нагрузки.

Активно продвигающаяся службой персонала программа по улучшению здоровья «Победа над собой», видимо, распространяется и на трудовые будни. У пунктов отдыха внутри завода организованы импровизированные велостоянки, на которых встречаются и самокаты: чтобы преодолеть расстояние между пятью цехами, требуется достаточно много времени. И это, пожалуй, один из немногих дискомфортных моментов, в остальном условия работы вполне благоприятные: высокоточное европейское оборудование, установленное на заводе, не терпит пыли, а уровень шума и состояние воздуха постоянно контролируют экологические службы, отчитывающиеся перед головным офисом в Финляндии.

На фоне серо-зеленых сборочных машин и бетонных стен ярко-розовые, синие, желтые круги, нанизанные на стойки, смотрятся непривычно. Это, правда, сделано не для того, чтобы скрасить будни: в течение суток в постоянном производстве находится в среднем 120 типоразмеров шин и бортовые кольца для них необходимо различать по размеру. По полу расставлены большие, в половину человеческого роста, разноцветные катушки: ядовито-зеленая, белая, красная ткани служат еще и прокладочным материалом для длинных лент различных полотен, использующихся в производстве шин. Сама сборочная линия — это ряд высокоточных механизмов. «У нас из российского — только люди и некоторая часть сырья», — шутит начальник производства Леонид Смирнов. В обязанности обслуживающего линию сборки оператора входит контроль за работой станка, своевременная его заправка, установка и смена параметров деталей: каждый сборочный аппарат может производить до пяти видов продукции. А дальше все делает уже машина. Станок VMI наматывает на смазочный барабан слоями материал, затем происходит лазерная обработка, после чего заготовка передается на соседний барабан, где диафрагма надувает ее изнутри, а прикаточные формы сплющивают изделие по сторонам. Весь процесс рождения «зеленой шины» — полуфабриката покрышки — занимает от 30 секунд до минуты. После ее подхватывает рукой робот и уносит куда-то под потолок цеха — на следующий этап, в покрасочные камеры, которые готовят шину к финальной стадии обработки — вулканизации. «Зеленую шину» обрабатывают паром с температурой 170–180 °С под давлением в 15 атмосфер. Линии вулканизации, как и все основные линии завода, в последние несколько лет активно переводят на автоматическую работу. Однако не все доверяется механизмам. На самом последнем этапе, чтобы обеспечить высокое качество, автоматизации уже недостаточно. Важен человеческий фактор, поэтому должность контролера на производстве — одна из самых сложных и энергозатратных. Сотрудник — визуальный инспектор должен проверить каждую покрышку вручную, учитывая почти сто параметров. Например, недовулканизированную шину специалист определяет по запаху. Норма выработки в день – около тысячи экземпляров. Бракованную продукцию маркируют красным, режут пополам и отправляют в Москву — на вторичную переработку. Шины, прошедшие контроль качества, уходят в полусекретный цех шиповки, где в сутки обрабатывается до 20 тыс. готовых покрышек.

На фоне промышленного производства разноцветные круги бортовых колец, нанизанные на стойки, смотрятся как оригинальная палитра zzzzzzzzzzzzzzzzznokian2.jpg
На фоне промышленного производства разноцветные круги бортовых колец, нанизанные на стойки, смотрятся как оригинальная палитра

Самомонтаж

Несмотря на то что заводы автомобильного кластера находятся чуть ли не на соседних просеках во всеволожских лесах, тесного взаимодействия между Nokian Tyres и автомобильным производством нет: нерентабельно. «У нас нет серьезных планов по поставкам шин на первичную комплектацию, и за десять лет работы так и не смогли найти ответа на вопрос, зачем нам это вообще нужно. Однако есть ряд интересных проектов относительно такого, «половинчатого», сотрудничества с производителями и продавцами зимних шин. Например, наша автоматическая линия по сборке колес позволяет выполнить большое количество заказов на монтаж брендированных дисков шин Nokian», — отмечает Андрей Пантюхов. Компании интересно скорее другое направление — развитие каналов собственной дистрибуции. «Мало построить завод. Важно профессионально выстроить шинную розницу. Я могу сказать, что когда мы начинали выстраивать собственную сеть, то бизнес был сосредоточен в основном на Северо-Западе, сейчас же мы работаем по всем регионам России, вплоть до Дальнего Востока. Основной рынок, где шины Nokian пользуются повышенным спросом, — это Москва, Санкт-Петербург, Северо-Западный федеральный округ, Урал и Поволжье», — приводит данные Андрей Пантюхов. В 2005 году Nokian Tyres начал развивать в России собственную сеть шинных центров Vianor, которая сейчас представлена более чем 400 точками, работающими по системе франчайзинга. От премиального сегмента ушли пару лет назад, когда было решено запустить второй проект — сеть N-Type, которая сейчас постепенно развивается. Параллельно этому существует и канал прямых продаж в автосалоны в 17 городах России, а также недавно открытое направление электронной коммерции: концерн запустил интернет-магазин производителя. «Безусловно, кризис повлиял на продажи на российском рынке, и значительно. Особенно это касается зимних шин, потому что новые авто, выходя с конвейера, уже имеют в комплекте летнюю резину, — сообщает президент концерна Nokian Tyres Ари Лехторанта. — Но спрос на нашу продукцию зависит также от ситуации на вторичном рынке: например, ежегодно в стране продается 4 миллиона автомобилей, из которых новых только полтора миллиона. Поэтому несмотря на спад продаж на первичном рынке, он нивелируется за счет вторичного. Мы не раскроем точных цифр относительно загрузки производства, она сейчас не стопроцентная, но мы стараемся использовать все промышленные мощности». Очевидно, непростая экономическая ситуация сказалась и на перераспределении портфеля компании: последние несколько лет заметен существенный крен в сторону экспорта; кроме того, компания начала постепенную экспансию в средний ценовой сегмент, развивая запущенную в 2008 году линейку зимних и летних шин Nokian Notdman, для которой используются более дешевые резиновые смеси. Однако планов еще больше подстраиваться под потребительский спрос и выходить в бюджетный сегмент у концерна нет: «Что касается A- и B-сегментов, то сейчас структура рынка такова, что 30% продаж приходится на премиальный сегмент», — отмечает Андрей Пантюхов. Несмотря на то что прибыль концерна уходит в соседнюю страну, в целом результаты сотрудничества удовлетворяют обе стороны: завод входит в топ-10 налогоплательщиков и за все эти годы в бюджет был перечислен не один миллиард рублей. Но и концерн в накладе не остался. Суммарные инвестиции в 800 млн евро, которые поступили в два этапа на протяжении этих десяти лет, практически окупились, и, как утверждают представители компании, Nokian Tyres уже получил дивидендов на сумму, превышающую миллиард евро.

Идет процесс локализации производства

 zzzzzzzzzzzzzzzzznokian_pod.jpg

Андрей Пантюхов, генеральный директор Nokian Tyres Russian:

— Прямого влияния на наш бизнес санкции не оказывают, потому что наши поставщики — либо российские компании, либо производители сырья из Юго-Восточной Азии. Но есть процессы, которые связаны с недавним изменением потребления, — это сдвиг в сторону более дешевых сегментов, что связано с падением покупательской способности. Последнее, а также девальвация рубля отразились и на спросе на нашу продукцию: по оценкам, в этом году мы ожидаем снижения продаж в России по сравнению с 2014-м на 5%.

 Практически все крупные игроки, за исключением одной западной компании, сейчас локализируют производства, и к настоящему моменту они либо уже имеют свои предприятия в России, либо строят их. Произошло разделение игроков четко на две части: одни имеют собственное производство и занимаются коммерческой реализацией, другие лищь импортируют. К последним относится подавляющее число китайских фирм, которые в связи с изменением курса рубля просто ушли с рынка. Раньше они составляли серьезную конкуренцию, в первую очередь в бюджетном сегменте, российским шинным компаниям, теперь же это поле практически освободилось и идет процесс локализации производства.

Справка

Nokian Tyres Oyj — финская компания со штаб-квартирой в городе Нокиа. История Nokian Tyres началась в 1898 году с предприятия Suomen Gummitehdas Oy — завода по производству изделий из резины в Финляндии. В 1904-м начали производить шины в городе Нокиа, в 1925-м — наладили выпуск шин для велосипедов, а в 1936 году с конвейера сошла первая в мире зимняя шина для легкового транспорта Hakkapeliitta. В 1967 году была основана корпорация «Нокиа — резина, кабель и бумага». В 1988-м Nokian выделилась из конгломерата и стала отдельной компанией. В 1995 году произошел выход на IPO на бирже ценных бумаг в Хельсинки. Завод Nokian Tyres во Всеволожске — самое крупное на сегодняшний день шинное производство в России, запущенное в 2005 году в промышленной зоне «Кирпичный завод». По данным на 1 января 2015 года, инвестиции в производство с 2004 года составили более 800 млн евро. Мощности завода Nokian Tyres в России позволяют изготавливать 15,5 млн шин в год, запущено 13 производственных линий. Начиная с 2009 года компания является одним из крупнейших экспортеров потребительских товаров в России. Уровень продаж в России — 22% от общей структуры продаж в портфеле компании, и в 2014 году он составил около 20%. В 2015 году в сравнению с 2014-м произошло снижение продаж — по оценке компании, на 5%. Рост цен на шины в 2015 году составил 10–15%.