Колесо российско-финской фортуны

Шинный завод Nokian Tyres, расположенный в городе Всеволожске Ленинградской области, ожидая снижения российского спроса, ищет возможности для укрепления своих позиций как одного из крупнейших экспортеров региона

На сегодняшний день Nokian Tyres является крупнейшим шинным заводом в России: он производит около 1,7 тыс. видов продукции — практически весь шинный ассортимент. Изначально предприятие было ориентировано на внутренний российский рынок: предполагалось, что к 2015 году завод станет выпускать около 8 млн шин в год, однако уже по итогам 2014 года этот показатель находился на уровне 15,5 млн. И руководство концерна считает, что, несмотря на рост цен на готовую продукцию (с нового года он достиг 15%), ожидать существенного падения производства в 2015 году не приходится: по оценкам, продажи просядут не более чем на 5%.

И значительную их долю составят продажи в России: 22–20% от общего портфеля компании. За последние годы стал очевиден курс головного производства Nokian Tyres на экспорт. Сейчас его доля более 60%, и, судя по тенденции, в ближайшее время он будет только расти.

Запах денег

В первом цеху резиносмешения стоит ощутимый запах: здесь натуральный каучук проходит первичную обработку и превращается в большое резиновое полотно. «”Пахнет как топленое молоко”, — подумал я, когда впервые сюда пришел», — делится ощущениями старший оператор производственного участка Николай Божков. За несколько лет он прошел стандартный для многих попадающих на завод путь: вырос от простого рабочего до начальственной должности в своем цеху, переехал вместе с семьей из Всеволожска в Hakkapeliitta Village, участвует в ежегодных соревнованиях на производительность, уменьшение процента брака и лучшую спортивную команду. По полу первых двух цехов, где рулонами на гравитационных стеллажах лежат заготовки материалов для будущих шин, бегают белые автоматические погрузчики-роботы: траектория их движения задана в компьютерном центре. «Он безопасный; хотите, покажу?» — предлагает Николай и, не дожидаясь ответа, встает на пути у тележки-робота. Тот останавливается: ждет, пока рабочий уйдет с дороги, периодически подавая световые и звуковые сигналы.

До недавнего времени на всем предприятии использовались погрузчики, управляемые людьми, но с августа часть из них заменили роботами. Управленцы, однако, отмечают, что на численности персонала это никак не отразилось, — на заводе всегда есть чем заняться: «К зиме планируется некоторое расширение производственного корпуса, где в следующем году будет установлено дополнительное оборудование. К 2017-му расширят склад. А вообще, как только рынок начнет восстанавливаться и мы почувствуем нехватку производственных мощностей, то в течение года сможем развернуть 14-ю линию — место уже заготовлено», — делится планами генеральный директор Nokian Tyres Russian Андрей Пантюхов.

Конечно, в цехах шумно: причудливая смесь из щелчков, низкого гула и жужжания, в которую почти не вторгается человеческая речь, — автоматические линии, установленные на производстве, в отличие от конвейеров не требуют большого количества рабочих, равно как и существенных физических усилий. Зато требуют высокой квалификации персонала. Корпоративная культура, к слову, постоянно с

У партнеров

    «Эксперт»
    №1-2 (970) 21 декабря 2015
    Человек года президент России Владимир Путин
    Содержание:
    Новый таргет

    В экономическом плане год заканчивается тяжело

    Человек года
    Наука и технологии
    Потребление
    Реклама