Как у Баффета

Евгения Обухова
редактор отдела экономика и финансы журнала «Эксперт»
25 января 2016, 00:00

Приобретение «Интач страхования» полностью укладывается в рыночную стратегию компании «Благосостояние». В основе этой стратегии — технологии, диверсификация и прямые продажи

Сделка по покупке страховой компанией «Благосостояние» компании «Интач страхование» (бренд Intouch) у RSA Insurance Group будет закрыта в ближайшее время. Объем страховых премий, собранных «Интач страхованием», по итогам девяти месяцев 2015 года превысил 1,62 млрд рублей, объем бизнеса страховой группы «Благосостояние» — 4,32 млрд рублей (по данным Банка России). За девять месяцев прошлого года «Интач страхование» заработала 67 млн рублей прибыли до налогообложения, согласно отчетности по МСФО, и ожидается, что в 2016 году ее бизнес станет прибыльным.

Смена вех

Сделка с «Интач страхованием» укладывается в тенденцию последних лет: иностранные игроки, ранее безоглядно верившие в будущее российского рынка, постепенно сворачивают здесь свое присутствие. В 2014 году от российского страхового актива избавилась швейцарская группа Zurich, а немецкая Allianz и американская AIG отказались от работы на розничном рынке, сосредоточившись на корпоративном сегменте. Операционный директор RSA Insurance Group Пол Уиттакер, комментируя продажу актива, заявил, что у них не получилось добиться в России того же масштаба бизнеса, как в Соединенном Королевстве, Канаде и Скандинавии.

Впрочем, проблемы обострились почти у всех страховщиков. Дело в экстенсивном развитии, на которое делали ставку многие компании на отечественном рынке. До 2013 года объем собираемых премий увеличивался на 20% ежегодно, и казалось, что нужно заботиться лишь о продажах, максимизируя их всеми способами, а вопросы рентабельности оставляя на потом. Кризис заставил скорректировать модель, в которой высокие расходы на посредников сочетались с низкой рентабельностью бизнеса. «В определенных сегментах рынка, в частности в автостраховании, мы уже видим сокращение издержек. Естественно, такая существенная часть затрат, как комиссии посредников, вряд ли останутся на прежнем уровне», — полагает генеральный директор «СК Благосостояние» Дмитрий Максимов.

Окончательных результатов по сборам страховых премий за 2015 год пока нет, но уже ясно: по самым оптимистичным оценкам, в абсолютном размере страховой рынок едва ли вырос даже на 2%. И это только за счет обязательных видов страхования — добровольное страхование из-за сложных экономических условий ушло в минус. Сильнее всего «провалились» комплексное страхование жизни, каско и страхование от несчастного случая. В условиях повышения требований к страховщикам со стороны регулятора (ЦБ) это должно привести к дальнейшей концентрации рынка. При этом не секрет, что российские страховщики обычно предпочитают не поглощать другие компании, а расти самостоятельно, так как интересный объект для приобретения на страховом рынке встречается крайне редко. Поэтому покупка «Интач» стала заметным событием.

Удаленный и дешевый

Компания «Интач страхование» работает на российском рынке уже семь лет, продавая страховые продукты под брендом Intouch. Модель ее работы — «прямое страхование». Это означает отсутствие разветвленной сети посредников, «Интач» работает со страхователями дистанционно — по телефону и через интернет (а также в дилерских центрах и банках), страховые случаи урегулируются также удаленно без личного общения со страховой компанией. Это полностью отвечает запросам современных потребителей страховых услуг: согласно исследованию The Boston Consulting Group, как минимум половина клиентов хотела бы общаться со страховщиком удаленно. Интересно, что по схожему принципу функционирует один из любимых активов Уоррена Баффета —страховщик GEICO. «“Интач” представляет интерес именно с точки зрения технологий и инфраструктуры, заточенной на прямые продажи, — говорит управляющий партнер НАФИ Павел Самиев. — Этот канал в России до сих пор не сильно развит, соответствующего опыта у игроков мало. “Интач” же является флагманом на российском рынке прямого страхования и обладает соответствующим опытом и методикой оценки страхователя, работы с портфелем и операционными рисками, особенно с точки зрения мошенничества».

«Интач» занимается автострахованием, страхованием от несчастных случаев и болезней, страхованием имущества и гражданской ответственности, продает страховки для туристов, выезжающих за рубеж. При этом компания применяет современный метод оптимизации стоимости каско в зависимости от стиля вождения, основанный на применении технологии «телематика». Это особенно важно в условиях кризиса, когда потребители стремятся сэкономить на страховых продуктах. С прошлого года стала возможна продажа полностью электронных полисов ОСАГО, что открыло для прямых страховщиков новые перспективы. Бизнес-модель «Интач» хорошо работает даже в сложный период: за девять месяцев прошлого года компания привлекла на 32,3% больше премий, чем за аналогичный период 2014-го. Для страховой компании «Благосостояние» это хороший актив — он полностью укладывается в ее стратегию развития.

«Проанализировав тенденции развития рынка, мы приняли новую стратегию развития, которая предусматривает большую диверсификацию и движение в сторону полноценной универсальной компании за счет запуска новых продуктов и развития прямых продаж», — поясняет Дмитрий Максимов. «Прямые продажи дешевле, чем агентские, но на большом масштабе, — предупреждает Павел Самиев. — При небольшом объеме клиентов прямой канал может быть даже дороже, так как постоянные расходы в этом случае велики: на поддержку той самой инфраструктуры, на больший, чем обычно, колл-центр, на рекламу».

СК «Благосостояние» контролируется НПФ «Благосостояние». В 2013 году этот НПФ приобрел российскую «дочку» страховой компании Aviva, занимающуюся страхованием жизни, корпоративным рисковым и пенсионным страхованием. Эффективная модель прямых продаж в дальнейшем будет использована для продвижения не только автострахования, но и личных видов страхования. «Приобретение отлаженной системы продаж и поддержки бизнеса на основе готовой платформы с сильным брендом позволит сэкономить время и средства на собственные разработки и даст возможность ускорить вывод новых продуктов на рынок наиболее эффективным способом», — резюмирует Дмитрий Максимов.