«Акула» у берегов Индии

Вера Краснова
редактор отдела компаний и менеджмента журнала «Эксперт»
1 февраля 2016, 00:00

Российские одежные брэнды Acoola Kids и Infinity Lingerie выходят на индийский рынок. Это часть новой, экспортной, стратегии их акционера АФК «Система»

В Индию российских «акул»:  марки Acoola Kids (детская одежда) и Infinity Lingerie (женское белье) — запустят сами индусы. Бизнес-гигант Tata Group в этом году открывает новое для себя направление — интернет-торговлю, причем с присущим ему размахом: подразделению Tata UniStore Ltd. поручено раскрутить 100 монобрэндовых магазинов. В эту сотню попали и две марки из России. Продажи стартуют во втором квартале.

Как подчеркнули в пресс-службе АФК «Система», которой принадлежит 40% акций компании Concept Group (владеет Acoola Kids и Infinity Lingerie), речь идет лишь о пилотном проекте. Однако председатель совета директоров «Системы» Владимир Евтушенков заявил телеканалу «Россия 24», что этот «пилот» может положить начало большой стратегии по продвижению холдинга в Азию, включая Китай и арабские страны. «Система» надеется экспортировать также свой главный актив в ритейле — сеть магазинов «Детский мир». С этой целью 23% акций сети были в начале года проданы Российско-китайскому инвестфонду (РКИФ) за 9,75 млрд руб., кроме того, не исключается ее  выход в будущем на Гонконгскую биржу.

Еще недавно экспортная стратегия «Системы» строилась только на интересах «Детского мира». Ритейлер динамично развивается (прирост выручки за девять месяцев 2015 года составил 34%, чистой прибыли — 7,2%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), насчитывает 425 магазинов и, по словам Владимира Евтушенкова, близок к монополии. Да и сам «детский» рынок, растущий быстрее других, через год-два может достигнуть потолка. Поэтому сделка с РКИФ с целью привлечь стратегического партнера по продвижению «Детского мира» в Китай планировалась еще осенью 2014 года, но была отложена.

Ситуация на рынке одежды не в пользу отечественных брендов zzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzz1g.jpg
Ситуация на рынке одежды не в пользу отечественных брендов

Тогда же «Система» рассчитывала приобрести «детский» брэнд Acoola Kids в качестве частной марки для своего ритейлера. Однако Concept Group продавали общим пакетом, и в итоге «Система» стала совладельцем одежного ритейла — портфеля брэндов с тремя сотнями магазинов, общей выручкой в 4–5 млрд рублей (по разным оценкам) и долгом в 0,9 млрд.

Эта отрасль вообще переживает сильнейший спад в нынешний кризис. По данным Fashion Consulting Group (FCG), на фоне слабого рубля цены на модные коллекции 2015–2016 годов в российских сетях одежды массового сегмента выросли на 20–60%. Спрос упал, что привело к закрытию многих магазинов (см. график). При этом международные вертикальные брэнды смогли не повышать цены в России за счет своих основных рынков сбыта и не закрывали здесь магазины. В такой ситуации единственным источником роста для отечественных игроков является выход на внешние рынки. Впрочем, что касается Индии, то, по мнению генерального директора FCG Анны Лебсак-Клейманс, именно там у наших производителей шансов на успех меньше всего. Индия располагает национальной текстильной базой, швейными производствами, и у российского брэнда, отшиваемого в основном в странах ЮВА, ни ценовых, ни качественных преимуществ там быть не может, за исключением разве что «европейского» дизайна.

Более оптимистичен Эдуард Остроброд, совладелец сети Sela, присутствующей на индийском рынке третий сезон. По его словам, несмотря на то что брэнд, позиционирующийся в ценовом сегменте «средний минус», в Индии из-за бедности населения доступен лишь 10% покупателей, это все равно 150 млн человек — больше, чем в России. В Concept Group тоже объясняют решение идти в Индию масштабами рынка, а также «более комфортной, чем во многих других странах, конкуренцией». Последнее означает, видимо, что давление международных брэндов пока незначительно.

При этом дополнительной поддержкой для российских марок в Индии является бурный рост местной интернет-торговли, подхлестываемый агрессивными мировыми конкурентами вроде Amazon.com или Alibaba. Не зря Sela вошла на индийский рынок, как и «Система», через интернет-магазины. «Продажи пока невелики, но они растут от сезона к сезону, потому что индийские байеры знают свой рынок и сами отбирают ассортимент из коллекций», — поясняет Остроброд. Продажи растут вместе со всем онлайн-рынком, который, по прогнозу Банка Америки, достигнет в Индии к 2025 году 220 млрд долларов — против нынешних 11 млрд.