Арабский капитал встал на рейде

Русский бизнес
Москва, 08.02.2016
«Эксперт» №6 (974)
Эмиратская компания DP World подписала соглашение с РФПИ о создании СП, которое инвестирует в российские порты до 2 млрд долларов. Успешная реализация этой сделки позволит прервать череду целой серии не слишком удачных вложений арабских инвесторов в нашу портовую инфраструктуру

Едва ли не единственным для нашей страны практическим результатом форума в Давосе неожиданно для всех стало соглашение об инвестициях в российскую портовую инфраструктуру. Его подписали глава Российского фонд прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев и президент дубайской компании DP World Султан Ахмед бен Сулейм. Согласно этому документу, в течение нескольких месяцев стороны создадут и зарегистрируют в международной юрисдикции совместное предприятие DP World Russia, которое вложит в различные российские порты и предприятия транспортной и логистической инфраструктуры до 2 млрд долларов. Это СП на 80% будет принадлежать DP World, а на 20% — РФПИ. Именно в такой пропорции будут финансироваться и конкретные проекты. То есть DP World вложит порядка 1,6 млрд долларов, а РФПИ вместе с другими инвестиционными фондами Ближнего Востока, в рамках своей модели автоматического совместного инвестирования,— 400 млн долларов. «Это очень важная для нас сделка, птому что DP World приносит не только инвестиции, но и современные технологии как в существующие проекты, так и в новые, — говорит Дмитриев. — У нас уже есть три сделки по портам, по которым мы находимся на финальной стадии проработки. В том числе мы активно смотрим на возможность развития порта Тамань. Но не только. Новому совместному предприятию интересны все портовые проекты». Правда, какие именно, глава РФПИ уточнять не стал. Не сделал этого и президент DP World. По словам Султана Ахмеда бен Сулейма, «скорее всего, это будут проекты на Черном море, на Балтике, и, возможно, во Владивостоке». «В целом российский рынок имеет хорошие перспективы для долгосрочного развития. А модель сотрудничества с государственным инвестором, которая лежит в основе соглашения, уже доказала свою эффективность на практике. Учитывая, что портовая и логистическая инфраструктура требует долговременных инвестиций, мы, вкладывая свои средства, предпочитаем разделять риски с партнерами», — заявил глава DP World.

То кризис, то политика

На фоне 92-процентного падения прямых иностранных инвестиций в Россию в прошлом году сделка РФПИ с DP World может оказаться знаковой не только для инфраструктурной отрасли, но и для страны в целом. Более того, политическая поддержка, оказываемая РФПИ на высшем государственном уровне, открывает перед фондом реальную возможность привлекать солидные капиталы с рынков стран Персидского залива и в будущем. А значит, за нынешней сделкой могут последовать и другие, более крупные.

Не секрет, что арабские партнеры уже успели получить опыт инвестирования в России, пусть и не в таких масштабах. Так, еще в 2009 году та же DP World году купила, но уже через три года продала 25% акций Восточной стивидорной компании — контейнерного терминала, расположенного в порту Восточный Приморского края. Сумма этой сделки составила 230 млн долларов.

Чуть раньше, в 2008-м, администрация Астраханской области пригласила DP World к стратегическому партнерству по развитию порта Оля. Тогда речь шла о сумме порядка 350 млн долларов. Н

У партнеров

    «Эксперт»
    №6 (974) 8 февраля 2016
    Беспокойный рубль
    Содержание:
    Найти истинные цели

    Логика сжатия бюджетной и финансовой системы страны ведет не к выходу из кризиса, а в депрессию. Чтобы достичь быстрого и долгого экономического роста, нужны крупные решения, дающие десятки триллионов рублей новых инвестиций

    Повестка дня
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Потребление
    Реклама