Наступление кроликов

Русский бизнес
Москва, 08.02.2016
«Эксперт» №6 (974)
В России растет спрос на мясо кролика. Это уже вызвало рост числа современных кроличьих ферм и сопутствующей инфраструктуры. Ключевой вопрос, который необходимо решить в ближайшее время, — воссоздание в стране собственных кроличьих пород

«РОССИЙСКИЙ КРОЛИК»

Популярность крольчатины связана в первую очередь с общемировой тенденцией: растет интерес к здоровому питанию. Мясо кролика считается диетическим, поэтому вписывается в новую концепцию здорового образа жизни. Кроме того, проблемы с экологией, которые зачастую оборачиваются аллергией у малышей, обусловили растущий спрос на детское питание с крольчатиной. А рост случаев заболевания африканской чумой свиней привел к частичному замещению в рационе свинины крольчатиной. Если еще пять лет назад мясо кролика практически нельзя было найти на прилавках магазинов, разве что на рынках, и в России не было индустриальных предприятий по его производству, то сегодня этот продукт уже доступен в крупных гипермаркетах и сетевом ритейле, появились индустриальные производители кроличьего мяса, активно развиваются проекты по производству оборудования для кроличьих ферм и развитию кормовой базы.

Запоздалый старт

Кролиководство как отрасль находится в самой начальной стадии формирования. Толчок в развитии оно получило в 2014–2015 годах, когда было введено продовольственное эмбарго и началась девальвация рубля. По данным экспертно-аналитического центра агробизнеса «АБ-Центр», объем производства крольчатины в 2014 году находился на уровне 16,6 тыс. тонн, из них лишь 1,3 тыс. тонн приходилось на производство в товарном секторе — сельхозпредприятия и фермерские хозяйства. Остальной объем — 15,3 тыс. тонн — производили личные подсобные хозяйства. По итогам 2015 года общий объем производства составил почти 20 тыс. тонн, при этом объем производства мяса кролика в товарном секторе вырос до 1,6 тыс. тонн, что на 60% превышает показатель пятилетней давности. В хозяйствах населения за пять лет объемы выросли менее существенно — на 18,7%. То есть можно констатировать, что рост производства крольчатины происходит за счет создания и развития современных ферм и производств. Всего же за последние пять лет объем производства мяса кроликов увеличился, по данным «АБ-Центр», на 21,5%. Очевидно, что доля крольчатины в общем объеме производства мяса пока ничтожно мала. Для сравнения: в 2014 году производство свинины в убойном весе составило около 3 млн тонн, говядины — 1,6 млн тонн, мяса птицы — чуть более 4 млн тонн.

На фоне роста собственного производства импорт крольчатины уменьшился. Так, по данным «АБ-Центр», в 2014 году Россия являлась третьим в мире по объему, после Бельгии и Германии, импортером мяса кролика — в страну его было ввезено 4,4 тыс. тонн (включая бескостное мясо и мясо на кости), что состаило 10,7% мировой торговли кроличьим мясом (рекордных отметок его ввоз в РФ достиг в 2006 году — 5,5 тыс. тонн). Поставки мяса кролика в нашу страну традиционно осуществляли Китай, Венгрия, а также Чехия. В 2015 году ввоз осуществлялся уже только из Китая и Венгрии — поставки за январь–октябрь составили чуть менее 1,3 тыс. тонн, что, по оценкам «АБ-Центр», на 59% меньше, чем за аналогичный период 2014 года. 

Кролики на импортозамещении

Сейчас среди производителей мяса кролика доминиру

У партнеров

    «Эксперт»
    №6 (974) 8 февраля 2016
    Беспокойный рубль
    Содержание:
    Найти истинные цели

    Логика сжатия бюджетной и финансовой системы страны ведет не к выходу из кризиса, а в депрессию. Чтобы достичь быстрого и долгого экономического роста, нужны крупные решения, дающие десятки триллионов рублей новых инвестиций

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Потребление
    Реклама