Возвращение реки

Русский бизнес
Москва, 08.02.2016
«Эксперт» №6 (974)
Министерство транспорта намерено возродить былую славу речных грузоперевозок и подтверждает свои планы инвестициями в логистическую инфраструктуру

Внутренний водный транспорт может снова занять важное место в транспортной системе России. Во всяком случае, именно на такой сценарий рассчитывает Министерство транспорта. Ведомство в лице своего главы Максима Соколова объявило о намерении построить мультимодальные (ориентированные на несколько видов транспорта) логистические центры в Москве и Ростове-на-Дону: они дадут возможность расширить использование внутренних водных путей для перевозки грузов.

По словам Максима Соколова, в качестве образца при строительстве будет использоваться Свияжский логистический центр, сооруженный близ Казани. «Строительная часть первой очереди проекта завершена, он принят в эксплуатацию в конце 2015 года, и теперь наша совместная задача — запустить этот проект в жизнь, чтобы в полной мере использовать потенциал мультимодальных перевозок с возможностью перевалки различных грузов с речного, железнодорожного и автомобильного транспорта», — заявил министр.

Свияжский мультимодальный логистический центр начали возводить в 2010 году на стыке судового хода на Волге, федеральной автотрассы М-7 «Волга» и железнодорожных путей (близ железнодорожных станций Юдино и Свияжск). Проект реализуется на условиях частно-государственого партнерства. Работы должны быть полностью завершены к 2020 году, и обойдется все это в более чем 20 млрд руб., из которых уже вложено 8 млрд руб. бюджетных средств.

Центр будет оказывать услуги по обработке, погрузке и отправке грузов всеми видами транспорта, по упаковке и хранению грузов, а также осуществлять транспортно-экспедиционное обслуживание. В Казани надеются, что к 2030 году центр перетянет на себя свыше 40% всех грузовых потоков региона, то есть станет обрабатывать более 20 млн тонн грузов ежегодно. По российским меркам это весьма неплохо и сопоставимо с крупным морским портом.

Важно отметить, что Министерство транспорта намерено тиражировать подобные проекты, чтобы вернуть рекам их былую роль в транспортной системе страны. 

Из князей в грязи

Считается, что перевозить грузы речными судами в среднем на 30–40% дешевле, чем железнодорожным или автомобильным транспортом. А на некоторых маршрутах разница может оказаться двукратной или даже троекратной.

Хотя, конечно, у речного флота есть и свои недостатки по сравнению с конкурентами. Это и привязка к судоходным рекам, сеть которых, в отличие от автомобильных или железных дорог, с трудом и далеко не везде поддается корректировке. Это и относительная тихоходность (как правило, суда рассекают речную гладь со скоростью порядка 20–30 км/ч). В нашей стране к этому добавляется еще и сезонность работы (период навигации).

В истории России речной транспорт играл колоссальную роль. Считается даже, что самим своим возникновением из конгломерата разрозненных славянских племен Русь обязана речному торговому пути «из варяг в греки».

Впоследствии речной транспорт играл важнейшую роль в грузовых перевозках Российской империи. Для улучшения качества внутреннего водного сообщения строили каналы и шлюзы, и таким образ

У партнеров

    «Эксперт»
    №6 (974) 8 февраля 2016
    Беспокойный рубль
    Содержание:
    Найти истинные цели

    Логика сжатия бюджетной и финансовой системы страны ведет не к выходу из кризиса, а в депрессию. Чтобы достичь быстрого и долгого экономического роста, нужны крупные решения, дающие десятки триллионов рублей новых инвестиций

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Потребление
    Реклама