Еще более четко

15 февраля 2016, 00:00

В России бурно развивается новый формат телевидения 4К с так называемым ультравысоким разрешением. И хотя потребительские преимущества нового стандарта неочевидны, участники рынка уже поднимают его на флаг, надеясь в период кризиса увеличить число покупателей и зрительскую аудиторию

В формате 4К изображение на телевизоре состоит более чем из 8 млн точек (у Full HD — 2 млн), но лучше всего это заметно на телевизорах с большой диагональю

Технический прогресс неумолим, даже если не все его проявления жизненно необходимы. Это наглядно демонстрирует развитие нового стандарта телевидения под названием 4К, который еще называют «ультравысоким разрешением» (Ultra High Definition, UHD). Потребительские преимущества этого технического новшества спорны. Однако все участники рынка телевизионных услуг — от производителей контента до операторов связи и производителей техники — активно занялись развитием UHD, убеждая зрителей, что оно открывает перед ними совершенно новые возможности. 

«Звездные войны» в новом формате

История появления 4К связана с мировой киноиндустрией, точнее, с именем известного режиссера Джорджа Лукаса. Еще в 1990-е он задумался о том, чтобы снимать «большое» кино не на пленку, а в цифровом формате — ведь это горазда удобнее для распространения фильма и показа его в кинотеатрах.

Лукас снял свой знаменитый эпизод «Звездных войн» «Атака клонов» в цифровом формате Full HD, но оказалось, что для больших экранов кинотеатров этого разрешения недостаточно. В 2002 году при активном участии Лукаса крупнейшие голливудские кинопроизводители совместно создали организацию Digital Cinema Initiatives, целью которой была разработка нового цифрового стандарта для кинотеатров. Их усилиями в 2005 году появился стандарт 4К, при помощи которого в 2007 году был снят первый полнометражный фильм Ридли Скота «Бегущий по лезвию, финальная версия».

Инициативу голливудского кинобизнеса подхватили телевизионные вещатели: в конце 2005 года японская NHK впервые транслировала программу в формате телевидения ультравысокой четкости (UHDTV). Производители телевизоров смогли подключиться к освоению нового формата несколько позже. Первый серийный телевизор, поддерживающий 4К, выпустила корейская LG в августе 2012-го. А в октябре того же года Ассоциация потребителей электроники (СЕА) определила основные характеристики телевизоров, мониторов и проекторов для отображения контента с разрешением 4К, а также утвердила термин Ultra High Definition для определения устройств, которые этим характеристикам соответствуют. 

От восьми миллионов точек

Главное преимущество формата ультравысокой четкости — еще более высокая детализации изображения. В картинке UHD присутствует еще большее число точек изображения (пикселей), умещающихся на экране (это и называется разрешением). Чем больше таких точек, тем четче картинка. Например, телевидение стандартной четкости (SDTV, оно появилось вместе с цифровым вещанием) имеет 720 точек по горизонтали и 576 по вертикали (720×576), то есть экран такого стандарта содержит 400 тыс. пикселей. Стандарт Full HD, уже широко распространенный, имеет 1920×1080 точек, то есть состоит уже из 2 млн пикселей. Ну а согласно установленным стандартам новый формат Ultra High Definition должен иметь минимальное разрешение 3840×2160 пикселей, то есть изображение на экране должно состоять более чем 8 млн точек. При этом верхняя возможная планка разрешения UHD — 7680×4320 точек или свыше 33 млн точек.

Итак, изображение в новом формате должно быть гораздо более четким. Кроме того, повышенное разрешение дает более высокие характеристики контрастности и так называемой колометрии — то есть способности более глубоко передавать цвета. Однако заметно ли это рядовому пользователю?

Здесь мнения расходятся. Многие специалисты говорят, что разница заметна лишь на очень больших экранах. И если у вас дома телевизор диагональю 32 или 42 дюйма, то преимущества формата 4К будут почти незаметны. А вот на больших экранах — диагональю от 50 дюймов и выше — насладиться сверхчетким изображением уже вполне возможно, и оно будет заметно отличаться: детали будут более четкими, цвета — насыщенными, тени — контрастными. Это мнение, пожалуй, подтверждают и личные впечатления автора этой статьи. Могу подтвердить, что, когда я смотрел программы на больших экранах на различных выставках, изображение 4К действительно выглядело более детальным, чем в формате Full HD. Однако на маленьких экранах разница почти незаметна, ее могут увидеть либо большие специалисты и ценители, либо люди с очень хорошим зрением. 

Теперь и в России

Тем не менее, несмотря на спорные преимущества 4К, новый формат уже активно продвигается в России. В частности, тема UHD стала одной из центральных на прошедшей недавно в Москве выставке CSTB — главном профильном смотре в области российского телевизионного бизнеса. В частности, широко рекламировал UHDTV на своем стенде крупнейший российский оператор платного телевидения «Триколор ТВ», который еще осенью прошлого года запустил для своих пользователей вещание двух каналов в новом формате — Tricolor Ultra HD (кино) и Insight UHD (документалистика, путешествия, спорт и т. д.). «Просто мы хотим идти в ногу со временем и предлагать нашим абонентам самые передовые сервисы и форматы», — прокомментировала в беседе с «Экспертом» Наталья Быкова, руководитель отдела внешних связей «Триколор ТВ».

Одновременно о планах запуска каналов в формате UHDTV в России на выставке заявили еще ряд операторов. Например, по словам Дмитрия Кулаковского, директора по маркетингу и развитию продукта МГТС, его компания в настоящий момент тестирует вещание в формате 4К и в этом году планирует запустить два новых UHD-канала. «На второй год вещания число каналов в формате UHDTV у нас может достичь нескольких десятков штук», — заявил Дмитрий Кулаковский.

О скорых планах запуска каналов в формате UHDTV «Эксперту» рассказали и на выставочном стенде крупного российского оператора «Акадо». По словам представителей компании, новые 4К-каналы появятся в течение ближайшего года, для чего оператор сейчас совершенствует свою технологическую платформу вещания.

Стремление как можно быстрее представить зрителям новый формат во многом объясняется тем, что сегмент платного телевидения в России сейчас в сложном положении, наблюдается замедление прироста абонентов, а также падение доходов.

По словам Дмитрия Колесова, директора департамента ТВ и контента аналитической компании J'son & Partners Consulting, совокупные доходы операторов услуг платного телевидения в России в прошлом году составили примерно 64 млрд рублей, а в 2014-м — около 67 млрд рублей (см. график 1). Конкуренция на российском рынке платного телевидения ужесточается, и операторы стремятся нащупать новые точки роста, каким, по их мнению, могут быть новые каналы в формате 4К. То же можно сказать и о производителях телевизоров: рынок телевизионных приемников уже давно перенасыщен (сейчас, пожалуй, трудно найти дом без телевизора). Как в таких условиях убедить людей пойти в магазин за новой техникой? Один из способов — объявить о возможностях нового формата 4К. 

Доходы платного ТВ впервые снизились zzzzzzzzzzzzzzzzzzzzz1g1.jpg
Доходы платного ТВ впервые снизились

Контент, сети, парк телевизоров

Впрочем, на пути развития формата UHD стоят и довольно серьезные препятствия. К главным из них участники рынка относят недостаточное количество телевизоров 4К, а также нужных приставок, нехватку контента, неготовность сетей к вещанию в новом формате.

Действительно, по сути продажи 4К-телевизоров в России начались лишь год назад, и на первый взгляд их парк крайне мал. Однако динамика продаж впечатляет: по заявлениям ритейлеров, в среднем продажи 4К-телевизоров в их сетях уже сейчас достигает 30% всех телевизоров. Например, в «Техносиле» доля продаж телевизоров 4К в 2015 году выросла в четыре раза в штуках и вдвое — в денежном выражении. При этом доля продаж HD-телевизоров практически не изменилась. Ритейлеры предполагают, что в течение ближайшего года доля продаж 4К-телевизоров может вырасти до 70%. В немалой степени этому способствуют доступные цены: в среднем массовые модели 4К-телевизоров сегодня стоят в районе 40 тыс. рублей.

По подсчетам компании J'son & Partners, при сохранении темпов продаж 4К-телевизоров к концу года ими будут обладать 260 тыс. домохозяйств, а это уже внушительная аудитория. А международная исследовательская компания IHS прогнозирует, что через три года более 10% всех домохозяйств в России будут иметь 4К-телевизор. В западных странах этот показатель будет еще выше: например, в США проникновение 4К-телевизоров к 2019 году прогнозируется на уровне 34% (см. график 2).

К-телевизоры ждет активное проникновение zzzzzzzzzzzzzzzzzzzzz1g2.jpg
К-телевизоры ждет активное проникновение

Другая проблема — наличие у абонента нужных приставок для просмотра телепрограмм в формате 4К. Имеющиеся для этого не подходят, а новые, скорее всего, будут дороже. Насколько это понравится зрителям, пойдут ли они на замену приставок — вопрос открытый.

К тому же на рынке по сути еще нет приставок для приема 4К-сигнала. «Триколор» с его двумя новыми каналами предлагает приобрести специальный модуль, который вставляется в 4К-телевизор и стоит 6000–8000 руб. Полноценную приставку, которая сможет воспроизводить 4К-сигнал, представил на выставке CSTB партнер «Триколора» — российская компания GS Group, которая выпускает абонентское оборудование для платного телевидения на своем заводе в Калининграде. На выставке она продемонстрировала приставку GSA230, которая способна воспроизводить 4К-каналы. Компания собирается начать ее производство в марте. Предположительно приставка будет стоить порядка 20 тыс. рублей. Но, скорее всего, абонент не будет полностью платить за нее, оператор связи тем или иным образом дотирует ее приобретение. «Мы не планируем перекладывать приобретение приставки для 4К на плечи абонентов. Сейчас аренда ТВ-приставки для абонента у нас стоит порядка 100 рублей в месяц. С появлением 4К цена не поднимется, она будет примерно на том же уровне», — заявил на выставке Дмитрий Кулаковский из МГТС.

Еще одна трудность, стоящая на пути развития 4К-телевидения, — неготовность операторов к передаче такого рода каналов. «Для передачи 4К-каналов сегодня достаточна скорости 15 мегабит в секунду, — рассказал “Эксперту” Александр Черняев, представитель компании Huawei в России. — Этого показателя сегодня без труда достигают большинство операторов связи, но все же не все их сети готовы к трансляции телевидения такого разрешения. Если сеть не подготовить нужным образом, то трансляция может зависать, возможны и другие неприятные помехи во время просмотра. У нас уже есть решения в этой области, и российские компании проявляют к ним интерес».

Впрочем, представители операторов указывают, что обновление оборудования для вещания 4К требует не слишком больших инвестиций. «С точки зрения связной инфраструктуры значительных инвестиций для начала 4К-вещания не требуется, — говорит Константин Салтыков, технический директор компании “Орион Экспресс”. — В зависимости от источников сигнала может потребоваться кодер 4К стоимостью 30–50 тысяч долларов за каждый канал, кроме того, в сравнении с HD удваиваются затраты на каналы доставки контента, а также на спутниковую емкость под каждый 4К-канал. Пожалуй, значительно более существенную инвестиционную нагрузку, чем связисты, несут производители 4К-контента, которые должны осуществлять съемку с новыми требованиями к информационному пространству, по-другому делать монтаж, хранение и прочее».

Наконец, критики нового формата называет еще одно серьезное препятствие для развития 4К в России — недостаток контента. Сегодня и вправду фильмов и программ в этом формате недостаточно. Но ситуация меняется буквально на глазах. Например, онлайн-кинотеатры стремительно увеличивают объем видеоконтента на своих ресурсах в формате 4К. О готовности делать видео в новом формате говорят и создатели телевизионного контента: например, о возможности выпуска передач в формате 4К уже неоднократно заявляли представители «Первого канала», «Матч ТВ». «Мы готовы выпускать программы в формате 4К, как только это будет востребовано. Уже сейчас мы в экспериментальном режиме делаем программы в 4К и можем демонстрировать этот продукт желающим», — рассказали на выставке CSTB представители телеканала «Еда» (производитель — компания «Ред Медиа»), на стенде которой часть видеоматериала демонстрировалась в формате 4К.

Словом, трудности в развитии 4К есть, но они преодолимы. Ведь и о телевидении высокой четкости в свое время говорили, что этот формат никому не нужен, однако сейчас он уже широко распространен.