Агрегатор тоже СМИ

29 февраля 2016, 00:00

В Госдуме внесли поправки к закону, предлагающие считать интернет-агрегаторы новостей полноценными средствами массовой информации

СМИ или не СМИ

Соответственно агрегаторы должны будут проверять достоверность распространяемой информации и нести за нее ответственность.

В парламенте отрицают связь этой инициативы с ближайшими выборами. Депутаты утверждают, что вопрос регулирования новостных агрегаторов обсуждается уже много лет, но каждый раз его удается «замотать» в рабочих группах. Однако в последнее время вопрос агрегаторов стал еще более актуальным, так как их аудитория растет и почти сравнялась с аудиторией телевидения.

Законодатели предлагают установить особый правовой режим для интернет-агрегаторов с количеством пользователей больше 1 млн в сутки. Такой новостной агрегатор должен являться национальным юридическим лицом, и размер иностранного участия в нем не может превышать 20%. Роскомнадзору было поручено вести реестр подобных сайтов. Предположительно под действие проекта могут попасть несколько десятков крупных интернет-компаний, включая «Яндекс», Mail.ru, Google, Rambler, «ВКонтакте», «Спутник», Facebook, Twitter и другие.

Законодательная инициатива вызвала бурную дискуссию, в том числе внутри властных структур. В частности, в Минкомсвязи выступили против законопроекта, заявив, что с ведомством по этому вопросу не советовались. «Мы считаем, что если довести эту идею до логического конца, то с таким же успехом к СМИ можно приравнять и газетные киоски. Мы же видим в витрине киоска обложки газет и журналов и можем прочитать на них заголовки новостей — чем не новостной агрегатор?» — заявил замминистра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин.

Представители интернет-сообщества оценили шаг Госдумы как покушение на свободу слова в интернете. Сегодня наиболее популярным новостным агрегатором является «Яндекс.Новости» (принадлежит «Яндексу», 6,2 млн уникальных посетителей в день), далее идет ресурс News.mail.ru (принадлежит Mail.ru Group, 3,7 млн посетителей в сутки). В «Яндексе» назвали новые требования к агрегаторам невыполнимыми. По словам представителей компании, владельцы новостных агрегаторов ограничены в возможности проверять достоверность и законность новостных материалов, созданных третьими лицами. Кроме того, подбор и обработка сообщений происходят автоматически, и это единственный способ оперативно собрать и обработать огромное количество материалов в режиме реального времени. В Mail.Ru Group, в свою очередь, заявили, что если законопроект будет принят в нынешнем виде, то компания рассмотрит возможность отделения своего новостного агрегатора от основного бизнеса. Ну а пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сообщил, что президентская администрация пока не имеет четкой позиции по вопросам регулирования новостных агрегаторов и что «лихим броском, наверное, решать такие сложные темы вряд ли было бы правильно».