Без риска не вылечат

Специальный доклад
Москва, 29.02.2016
«Эксперт» №9 (977)
Система медстрахования в России не может обеспечить главную задачу — повышение качества здравоохранения, поскольку имеет нерыночную природу. Между тем плавный переход к рисковому страхованию может создать стимулы для повышения качества медицинских услуг

В России сложился парадоксальный рынок медицинского страхования: он вроде бы есть, но его нельзя признать страховым. С одной стороны, частный страховой бизнес давно напрямую включен в систему обязательного медстрахования — ОМС (формируемые из обязательных социальных платежей средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования, ФФОМС, страховые компании распределяют среди медучреждений за лечение своих застрахованных клиентов) и «переваривает» около триллиона рублей ежегодно. С другой стороны, деятельность частных компаний в системе ОМС напрочь лишена главного принципа рискового страхования — накопления резервов от неиспользованных клиентами страховок и личной ответственности страховщиков. Сейчас они «рискуют» только средствами ФФОМС, передавая их в обязательном порядке лечебным учреждениям, что является администрированием платежей и лишь по недоразумению называется страхованием. Неудивительно, что врачи считают эти страховые медицинские организации (СМО) избыточным звеном, эдакими бюджетными рантье, к рукам которых прилипает то, что ранее досталось бы самой поликлинике.

Модель российского медстрахования причудлива еще и потому, что система гарантированной врачебной помощи гражданам не просто не включает в себя добровольное медицинское страхование (ДМС), как задумывалось поначалу, но и тормозит его развитие. Работодатели помимо обязательных платежей в ФФОМС ежегодно покупают полисы ДМС для дополнительного лечения сотрудников на 180 млрд рублей, что служит драйвером роста частной медицины. Однако при этом ДМС существует как бы в параллельной реальности, не имея даже надлежащей законодательной базы.

Разбалансированность страховой медицины приводит к ухудшению качества лечения из-за противоречивости интересов, не всегда здоровой конкуренции среди участников страховой медицины и низовой коррупции. Периодически на высоком уровне звучат призывы вовсе удалить частные страховые компании с игрового поля и вернуться к прямому финансированию медучреждений, что означало бы откат на десятилетия назад по уровню качества медуслуг. И хотя президент Владимир Путин еще три года назад назвал систему страховой медицины провальной и поручил перевести ее на рисковую модель уже в 2015 году, этого до сих пор не произошло. Задача и в самом деле не из простых, поскольку речь идет о том, чтобы вдохнуть рыночную логику в социалистическую по своей сути систему ОМС, не разрушая ее до основания.

Бесплатные души

Отношения между всеми сторонами обязательного медицинского страхования — государством, страховщиками и медучреждениями периодически — переформатируются уже более двадцати лет. В частности, в этом году все 54 страховые медицинские организации (СМО, дочерние структуры страховых компаний, которые не могут заниматься ничем, кроме ОМС) столкнулись с необходимостью увеличить свой уставный капитал с нынешних 60 млн рублей до 120 млн. рублей. Страховщики, которые ежегодно передают медучреждениям свыше триллиона рублей средств ФФОМС (объем его бюджета на 2013–2015

У партнеров

    «Эксперт»
    №9 (977) 29 февраля 2016
    Высочайшее неравенство
    Содержание:
    Известный банкир и сельский врач

    Сохранению неравенства в доходах россиян способствует резкий отрыв вознаграждения топ-менеджеров, слишком высокие зарплаты федеральных чиновников, большое число низкооплачиваемых сотрудников бюджетной сферы, а также региональный фактор

    Международный бизнес
    Потребление
    Реклама