Деньги на рельсы

Сергей Кудияров
специальный корреспондент журнала «Эксперт»
29 февраля 2016, 00:00

Компания ФПК, ведущий российский оператор пассажирских железнодорожных перевозок, приняла решение направить в этом году 10 млрд рублей на закупку нового подвижного состава

На эти деньги будет приобретено в общей сложности 186 пассажирских вагонов. Из них 112 в одноэтажном исполнении и еще 74 — в двухэтажном.

По словам генерального директора ФПК Петра Иванова, это стало возможным благодаря снижению НДС на пассажирские перевозки с 18 до 10%. Именно поэтому у ФПК появились резервы для закупки новых вагонов.

Напомним, что ситуация с подвижным составом в сфере пассажирских перевозок сейчас складывается критическая. Только за последние пять лет рабочий парк вагонов ФПК сократился почти на 5000 единиц, или на 24%. Еще в 2014 году он составлял 17 тыс. единиц, а, например, в 1995-м по железным дорогам России бегало почти 30 тыс. пассажирских вагонов. Степень износа существующего пассажирского парка в стране оценивается на уровне 67%, средний возраст вагонов превышает 20 лет при нормативном сроке эксплуатации 28 лет.

В 2012 году ФПК приняла программу развития до 2030 года, предусматривающую, среди прочего, массовую закупку новых пассажирских вагонов. Всего их предполагается купить порядка 16,5 тыс. на 774,5 млрд рублей. Однако пока что имели место лишь весьма ограниченные закупки новой техники малыми партиями.

Низкий уровень закупок новых пассажирских вагонов в прошлом году привел к временной приостановке работы основного их производителя — Тверского вагоностроительного завода. Сейчас он уже работает, но с загрузкой почти вдвое ниже минимально необходимого уровня: при мощности производства 1200 вагонов в год он выпускает порядка 400 (см. график).

Выпуск магистральных пассажирских вагонов в России zzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzz2.jpg
Выпуск магистральных пассажирских вагонов в России

Между тем, по оценкам ИПЕМ, минимальный размер потребности нашей страны в новых пассажирских вагонах на ближайшие пять лет оценивается в 2000 единиц вагонов дальнего следования и в 2500 пригородных вагонов. В сумме на них необходимо будет потратить порядка 200 млрд рублей инвестиций. Проблема, однако, в том, что взять эти деньги нашим железнодорожным операторам просто неоткуда. А раз так, то нарастающий дефицит пассажирских вагонов уже скоро может привести к серьезному кризису функционирования всей транспортной системы страны.

Единственный выход из этой ситуации, который видит наше правительство, заключается в том, чтобы обнулить НДС на внутренние пассажирские перевозки дальнего следования. Если такое решение будет принято, то ФПК получит возможность уже в текущем году дополнительно разместить на ТВЗ заказ еще примерно на 45 двухэтажных вагонов. Ситуацию с дефицитом вагонов в стране это кардинально не изменит, но зато позволит избежать простоя ТВЗ.