На Балтике обостряется конкуренция

Русский бизнес
Москва, 29.02.2016
«Эксперт» №9 (977)
Выступая в декабре с посланием Федеральному собранию, Владимир Путин упомянул о необходимости модернизации портовой инфраструктуры страны. Многие восприняли слова президента как сигнал к переводу транзитных грузов из Прибалтики в российские порты. Власти прибалтийских республик начали бить тревогу по этому поводу еще в 2014 году, когда отношения с Россией обострились

Опасения прибалтийских государств, в экономике которых российский транзит занимает важное место, понятны. В Латвии и Эстонии на долю услуг транспорта и хранения в ВВП приходится 8%, в Литве — 7,7%. Так что уход российского транзита будет означать весомые бюджетные потери и сокращение числа рабочих мест. В KMPG, например, подсчитали, что в случае потери всего транзита из России экономика Латвии потеряет 1,3 млрд евро, 2,4% налоговых поступлений, а уровень безработицы в стране поднимется на 1,1%.

Впрочем, вероятность этого сценария невелика. «Объем российского транзита через порты Балтии сейчас слишком велик, чтобы его сразу можно было перевести на российские порты. У нас просто не хватит для этого мощностей», — отмечает заместитель генерального директора по коммерческой работе ОАО «Морской торговый порт Усть-Луга» Олег Дехтярь. К чему рынку действительно стоит готовиться, так это к ужесточению конкуренции в свете замедления темпов роста и предстоящего развития порта Бронка, который на прошлой неделе начал регулярный прием контейнеровозов международной судоходной компании CMA CGM.

Торможение на Балтике

По итогам 2015 года порты Балтийского бассейна снизили темпы роста, второй раз подряд показав объем перевалки ниже общероссийского. Суммарный грузооборот в регионе увеличился на 3,2%, однако положительный результат целиком и полностью заслуга двух портов — Усть-Луги и Приморска, сумевших весьма неплохо завершить прошлый год: их грузооборот вырос на 16,1 и 11,1% соответственно. Тем временем Большому порту Санкт-Петербург (БП СПб) и порту Калининград впору бить тревогу: на двоих они растеряли порядка 15% оборота. На их фоне даже сохранившие перегрузку на прежнем уровне Выборг и Высоцк выглядят триумфаторами.

«В портах Санкт-Петербурга были проблемы с речной навигацией, что негативно повлияло на объемы экспорта нефтепродуктов, а в Калининграде — проблемы с транзитом через Белоруссию и Литву», — замечает руководитель проектов по оценке направления «финансовый консалтинг» группы компаний SRG Илья Телятников.

У прибалтов, давних конкурентов российских портовиков, прошлый год тоже был неудачным. Из-за сокращения объема перевалки сырьевых грузов и контейнеров «просели» порты Риги, Вентспилса и Таллина. Менее чувствительными оказались литовская Клайпеда и латвийская Лиепая, что обеспечило им рост чуть более чем на 5%.

 

Невосполнимая потеря

Порты Балтики всегда имели стратегическое значение. В советский период через них переваливалось порядка 35–40% экспортных грузов, а пропускная способность достигала 87 млн тонн в год. С распадом СССР стало понятно, что мирному сосуществованию на Балтике пришел конец. При этом возможности российских портов на равных конкурировать с прибалтийскими были весьма ограничены. Вместе с автономным статусом прибалтийским республикам отошли развитые портовые мощности по перевалке нефтепродуктов, угля, химии, в то время как в России возник дефицит пропускных способностей — порты Санкт-Петербург, Выборг, Приморск и Калининград были в с

У партнеров

    «Эксперт»
    №9 (977) 29 февраля 2016
    Высочайшее неравенство
    Содержание:
    Известный банкир и сельский врач

    Сохранению неравенства в доходах россиян способствует резкий отрыв вознаграждения топ-менеджеров, слишком высокие зарплаты федеральных чиновников, большое число низкооплачиваемых сотрудников бюджетной сферы, а также региональный фактор

    Международный бизнес
    Потребление
    Реклама