Инженеры российского экспорта

Специальный доклад / СДЕЛАНО В РОССИИ Инженерная школа в СССР и России всегда была предметом национальной гордости. Но тот факт, что технические, конструкторские «мозги», присущие заметной доле нашего народа, могут в массовом же порядке сопрягаться с коммерческими талантами, для многих, видимо, станет новостью. Да и не лишне вспомнить, что на заре рыночных реформ, в девяностые, когда целая армия бывших сотрудников КБ и НИИ устремилась в бизнес — скорее от безысходности, чем по призванию, —она играла далеко не первую скрипку в экономике, уступая в коммерческой прыти бывшим секретарям райкомов ВЛКСМ

Тем не менее новый тренд проступает, когда анализируешь истории компаний-экспортеров, собранные в очередном выпуске специального доклада «Сделано в России». Если попытаться определить общее, за счет чего бизнесы, работающие в очень разных отраслях (относящихся к несырьевым), прожившие разную историю и имеющие разные стратегии, добиваются сегодня успеха на международном рынке, окажется, что это высокая доля в их деятельности инженерного труда. В самом узком и самом широком смыслах.

Инженерная составляющая велика в продукте практически любого экспортера: от офисного дизайнера, производителя автоприцепов — до создателя искусственных кристаллов, сложнейших электронных или оптических приборов, разработчика ИТ-программ. Она велика также — и это отмечают даже зарубежные клиенты наших экспортеров — в оснащении и организации производства, цехов. Здесь присутствуют не просто новейшие технологии, но спроектированное собственными инженерами оборудование или производственный комплекс. Так компании, озаботившиеся выходом на мировой рынок, загодя конструируют свое преимущество перед конкурентами в скорости выполнения заказов, в качестве и себестоимости продукции. С той же целью и той же инженерной скрупулезностью они занимаются локализацией производства, даже вопреки общему тренду, а также выстраивают систему менеджмента.

Говоря иными словами, во всем этом проявляется стратегичность их мышления, то есть инженерный подход к бизнесу. Вообще-то, похоже, мы имеем дело с очередным витком в развитии русского бизнеса: когда те самые, едва заметные на экономическом небосклоне девяностых, предприниматели-инженеры, пройдя через горнило нескольких кризисов выросли в лидеров своих индустрий.

Характерно в связи с этим то, какую роль в их экспортной стратегии сыграла прошлогодняя девальвация рубля, от которой многие ждали, что она окажется мощным драйвером роста российского экспорта. Да, она стала хорошим подспорьем для действующих экспортеров в продвижении на рынки развивающихся стран, особо чувствительных к цене: Китая, Индии, Латинской Америки, Африки. Однако не будь у них за плечами нескольких лет стратегической деятельности по разработке экспортного продукта и налаживанию партнерских связей, никакой экспансии на мировой рынок благодаря девальвации не получилось бы. С другой стороны, и без девальвации они все равно продвигались бы к своей цели, пусть медленнее, но так же методично, как и раньше.