Трансформация авторитейла

21 марта 2016, 00:00

Ведущий российский автодилер «Рольф» поглотил компанию «Пеликан-Авто», что является признаком начавшейся консолидации российского авторитейла в условиях кризиса продаж

Сейчас в России насчитывается более 4000 автомобильных дилеров, из них в ближайший год уйти с рынка может каждый четвертый

В российском авторитейле разворачивается процесс слияний и поглощений: крупнейшей сделкой последних лет стало слияние активов компании «Рольф» и «Пеликан-Авто», о котором было официально объявлено в начале марта. Сумма контракта не разглашается: как заявляют обе стороны, сделка состоялась в формате безденежного обмена акциями, в результате которого Игорь Маляров, стопроцентный владелец акций группы компаний «Пеликан-Авто» передал их компании Delance Limited (холдинговоая компания ГК «Рольф»). В результате «Пеликан-Авто» стал частью розничного подразделения ГК «Рольф», а его владелец получит в обмен миноритарный пакет акций консолидированного предприятия. О какой доли идет речь, официально пока не сообщается. «Окончательная доля, которую мы получим в компании “Рольф”, будет определена позже, — пояснил Игорь Маляров на специальной пресс-конференции. — Это будет зависеть от того, какой объем оборотного капитала будет влит в “Пеликан-Авто”, а также от результатов аудита “Рольфа” по МСФО, которые появятся в ближайшее время».

Консолидация неизбежна

Сегодня «Рольф» является крупнейшим автомобильным дилером России: компания официально продает 18 автомобильных марок, имеет 39 шоу-умов, из которых по итогам прошлого года на российские просторы уехало 80 тыс. новеньких машин. «Пеликан-Авто», в свою очередь, сильно отстает от масштабов «Рольфа»: до момента поглощения компания имела всего четыре дилерских центра, работала с тремя марками: Škoda, Nissan, BMW, а ежегодный объем продаж составлял порядка шести тысяч автомобилей.

Для «Рольфа»«Пеликан» стал привлекательным активом. Начать с того, что в портфеле крупнейшего российского дилера не было таких марок, как Nissan и BMW. Поглотив «Пеликан», «Рольф» получил право торговать машинами Nissan и Škoda, которые сейчас весьма перспективны на рынке. «В случае с “Рольфом” и “Пеликаном” объединение происходит в интересах всех сторон сделки: для “Рольфа” это хорошая инвестиция, позволяющая расширить линейку брендов, увеличить долю рынка, не ухудшив своих финансовых показателей, а для владельца «Пеликана» это возможность получить, хотя и миноритарную, долю в компании — лидере рынка с хорошей корпоративной структурой, хорошими показателями в кризис и высоким потенциалом роста бизнеса, — говорит Кирилл Кукушкин, аналитик Национального рейтингового агентства. — В отсутствие свободной ликвидности сейчас во всех сегментах рынка достаточно популярны неденежные сделки, и другие автодилеры могут последовать примеру “Рольфа” и “Пеликана”."

Представители «Пеликан-Авто» признают, что в нынешних условиях небольшим дилерским компаниям трудно выживать на рынке. «Автомобильный ритейл переживает новую фазу развития, связанную с консолидацией активов дилеров, — говорит Игорь Маляров. — Рынок сжимается, конкуренция обостряется, и консолидация дилеров неизбежна, как в крупных городах, так и в регионах. Это будет только вопрос формы: слияние, поглощение или, самое неблагоприятное, выкуп обанкротившихся предприятий».

Руководство «Рольфа» в свою очередь заявляет, что поглощение «Пеликан» — это только начало. «Мы считаем, что сделка между “Рольф” и “Пеликан-Авто” создает очень перспективный формат для дальнейшего объединения дилеров вокруг лидера авторынка, и верим, что для компании “Рольф” это первая, но далеко не последняя из подобных сделок», — заявил на пресс-конференции Игорь Салита, председатель совета директоров ГК «Рольф».

Каждый четвертый — на выход

Действительно, автомобильный ритейл в России переживает сейчас самые сложные времена в новейшей истории. Продажи автомобилей в РФ падают уже три года подряд — от пиковых показателей 2012 года (2,9 млн машин) рынок рухнул почти вдвое (1,6 млн автомобилей в 2015-м).

С обвалом продаж пустеют шоу-румы автомобильных дилеров, многие из которых оказались на грани выживания. В настоящее время в России насчитывается чуть больше четырех тысяч автодилеров; по данным компании «Автостат», по итогам прошлого года в стране уже закрылось примерно двести дилерских предприятий. Это соизмеримо с кризисом 2008 года, когда с рынка ушло 300 дилерских компаний (см. график 1).

Однако прошлогодние результаты сокращения дилерского бизнеса, скорее всего, только начало. Как заявляют в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), в ближайший год могут закрыться порядка 25% всех компаний-дилеров, то есть с рынка уйдет еще порядка тысячи предприятий. Проблема в том, что порой настоящие дворцы из стекла и бетона, которые представляют собой многие дилерские центры, сложно переориентировать на другой бизнес. «Большинство объектов дилерских сетей возводилось в ожидании дальнейшего роста рынка, — объясняет Борис Богоутдинов, генеральный директор консалтинговой компании “2Б Диалог”. — И сегодня в условиях кризиса ликвидности активы дилеров сложно перепрофилировать под другие виды бизнеса в виду конструктивных особенностей. Это оказывает значительное давление на рыночную стоимость таких объектов».

Под особенно сильным ударом оказались те дилерские предприятия, которые сделали ставки на неходовые автомобильные марки. В нынешний кризис наиболее устойчивыми и прибыльными оказались продажи у тех автомобильных брендов, которые успели развить в России собственное производство, а также у премиального сегмента. Так, согласно исследованию компании «Автостат», больше всего сейчас зарабатывают дилеры марки Mercedes-Benz, у которых средняя ежемесячная выручка на один дилерский центр достигает 230 млн. руб. Неплохо себя чувствуют также дилеры Toyota, BMW, Porsche, Hyundai, Kia. Ну а меньше всего сейчас зарабатывают, например, дилеры таких французских и китайских марок, как Сitroën, Peugeot, Lifan: среднемесячная выручка здесь колеблется всего в пределах 3–6 млн руб. (см. график 2).

Помимо сокращения продаж многих дилеров тянет ко дну тяжелая долговая нагрузка: еще несколько лет назад казалось, что российский автомобильный рынок будет брать заоблачные высоты, и в таком настроении дилеры порой бездумно брали кредиты на развитие. «Как многие другие отрасли, авторитейл всегда был очень закредитован, и основным залогом являлись автомобили, находящиеся на складах дилеров, — объясняет Николай Степанов, региональный директор Русского автомотоклуба (РАМК). — Когда клиент оплачивал автомобиль, залог выкупался, а следующий автомобиль заново сдавался в залог банку. За счет этого поддерживалось достаточное количество денежных средств на развитие и закупку новых продуктов. Один год резкого падения продаж, как в 2009-м, рынок еще мог бы выдержать. Однако сейчас падение продолжается уже три год подряд, да и автомобили уже не являются ликвидным залогом для банков. В связи с этим практически поголовно все дилеры испытывают сложности с финансированием текущей деятельности».

 

  • Компактный и молодежный: Марка Audi представила на Женевском авто-салоне новый компактный кроссовер Q2. По словам его создателей, новинка ориентирована прежде всего на молодежную аудиторию и оснащена такими передовыми системами, как ассистент движения в пробках, функция Audi pre sense front, которая помогает предотвратить лобовые столкновения с пешеходами и транспортными средствами. На российском рынке Audi Q2 появится в январе 2017 года.Помимо этого в Женеве Audi представила новый Audi S4 Avant — спортивный универсал с новым турбомотором V6, а также новый флагман линейки Q3 — Audi RS Q3 performance, мощность пятицилиндрового турбомотора которого составляет 367 л. с.(автомобиль разгоняется до 100 км/ч за 4,4 секунды, а его максимальная скорость достигает 270 км/ч).

 Компактный и молодежный // Роторный концепт

  • Роторный концепт: Японская Mazda устроила на Женевском автосалоне две премьеры: представила спортивный роторный концепт-кар RX-Vision и дизельную версию Mazda 3, которая скоро поступит в продажу в Европе. По словам инженеров, RX-Vision объединил богатое наследие спортивных автомобилей и новейшие разработки Mazda: свой широкий, припавший к земле силуэт автомобиль приобрел благодаря компактному роторному двигателю SkyActiv-R. Названный самым красивым концептуальным автомобилем на прошедшем в январе 2016 года Международном автомобильном фестивале в Париже, концепт демонстрирует приверженность Mazda спортивным роторным традициям. Что же касается новой дизельной Mazda 3, то ее отличает повышенная экономичность: расход топлива в смешанном цикле у этой машины составляет 3,8 л на 100 км.

 

Пересаживаться на авто с пробегом

Какие пути выживания существуют у автодилеров в нынешних сложных условиях? Вообще-то, ключевые ингредиенты рецепта процветания дилерских центров известны давно. Еще со времен кризиса 2008 года участники рынка в один голос говорят, что дилерским центрам нужно перестать молиться на прибыль от продажи новых машин, им необходимо диверсифицировать бизнес, зарабатывая маржу на сервисе, обслуживании, а также на продажах автомобилей с пробегом.

 

  • Юбилейные версии от BMW: Немецкий концерн BMW в рамках праздно-вания своего столетия устроил премьеру концепт-кара BMW Vision Next 100. Автомобиль создан с широким применением материалов из углеродного волокна, имеет так называемый цифровой интеллект, то есть при желании водителя может полностью брать управление на себя. Как сообщил «Эксперту» Василий Мельников, директор по корпоративным коммуникациям BMWGroup Россия, в этом году клиентам BMW внашей стране будут предлагаться особые версии моделей, связанные со столетием марки. Одновременно стало известно, что февраль стал для немецкого концерна лучшим месяцем по продажам в России с марта 2015 года: продано 2750 автомобилей. За два месяца этого года существенный рост показали продажи BMW X4 (+354,3%),BMW 7-й серии (+63%) и BMW 1-й серии(+61,6%).

 45.jpg

  • Автомобиль без ключа: Компания Volvo планирует в следующем году первой среди мировых автопроизводителей предложить свои машины без привычных ключей. Вместо этого клиентам будет доступно специальное приложение, которое они смогут устанавливать в своих мобильных телефонах и которое сможет открывать замки, багажник, запускать двигатель. Представители шведской компании заявляют, что новые «цифровые ключи» способны полностью изменить принципы доступа к автомобилям и совместного использования машин: владельцы теперь смогут пересылать такие цифровые ключи друзьям, коллегам, членам семьи, а те, в свою очередь, смогут без труда пользоваться машинами. Особенно будут востребованы новые цифровые ключив прокатных компаниях.

 

Однако вопреки урокам прошлого кризиса, у автодилерских предприятий по-прежнему сохраняется огромный перекос в сторону зависимости от продажи новых машин. Согласно последнему исследованию РОАД, в среднем 70% в структуре выручки дилерской компании в России приходится на продажи новых машин, и лишь 9% составляет выручка от продажи машин с пробегом; 5% дает сервис и 13% — торговля запчастями (см. график 3).

Такое положение резко отличается от модели дилерского бизнеса, принятого в развитых странах, где сервис и продажа машин с пробегом порой занимают 70–80% выручки среднего дилерского центра. «Еще во время прошлого кризиса 2009 года все, в том числе сами дилеры, говорили о том, что необходима диверсификация бизнеса и смещение фокуса с продаж новых автомобилей на сервис, кузовной ремонт и реализацию авто с пробегом. Однако когда состояние рынка улучшилось, большинство сразу же забыло о своих словах, — отмечает Николай Степанов из РАМК. — Сейчас все наконец занялись процессом перестройки дилерского бизнеса. Даже автоимпортеры поддерживают дилеров, запуская специальные программы продажи сертифицированных машин с пробегом (например, Jaguar Land Rover Selected, Toyota Tested, «Audi с пробегом Plus») и предлагая специальные цены и пакеты обслуживания для негарантийных автомобилей. Таким образом, бизнес российских дилеров приближается к традиционной европейской модели, когда продажи новых автомобилей приносят меньшую часть выручки».

В условиях обвала продаж новых машин автодилеры спешно пытаются переориентировать свою деятельность на новые направления, связанные в первую очередь как раз с продажей машин с пробегом. Ее перспективность очевидна: например, согласно последним данным компании PricewaterhouseCoopers, в штучном выражении рынок подержанных авто в России в ушедшем году почти втрое превысил объем рынка новых машин и почти достиг отметки 5 млн автомобилей. При этом менее 10% подержанных машин продаются через дилерские центры, так что потенциал для развития бизнеса здесь действительно внушительный. «Наш авторитейл ждет серьезная трансформация. Если раньше все было прицеплено к продажам новой машины, то скоро все будет прицепляться к продаже автомобиля подержанного», — говорит Татьяна Луковецкая, генеральный директор компании «Рольф». По ее словам, если сейчас в «Рольфе» на один новый автомобиль в среднем продается 0,4 авто с пробегом, то стратегия развития крупнейшего российского автомобильного дилера направлена на то, чтобы на один новый автомобиль в компании скоро продавались бы две подержанные машины.

Нацеливаясь на этот результат, «Рольф» существенно расширяет торговые площади для машин с пробегом, переучивает персонал, а также ищет новые оригинальные рыночные инструменты. К последним относятся, например, онлайн-аукционы, которые «Рольф» запускает этой весной. В их рамках любой желающий может сдать на реализацию свой автомобиль в дилерский центр «Рольф» и выставить желаемую цену. В течение определенного времени на веб-портале покупатели путем голосования будут иметь возможность участвовать в торгах, в результате чего покупатель и продавец могут получить действительно объективную рыночную цену за свой автомобиль.

Помимо аукционов дилеры собираются навести порядок с достоверностью данных о продаваемых подержанных машинах. В частности, распространенный тип мошенничества тут — так называемое скручивание пробега. Для борьбы с этим дилеры сейчас активно выступают за ужесточение ответственности за подобные недобросовестные действия. Одновременно РОАД недавно выступила с инициативой создания единой национальной базы по автомобилям с пробегом, где в том числе велся бы учет данных о пробеге всех продаваемых на вторичном рынке авто.

 График 1

Невнимательное государство

Помимо ориентации на продажи подержанных машин автомобильные дилеры активно пытаются наращивать услуги сервиса и торговли запчастями. Существенным препятствием для развития этого направления сегодня являются завышенные стандарты автопроизводителей, которые требуют от дилеров продавать исключительно оригинальные запчасти. Между тем потребитель, особенно в условиях кризиса, все чаще готов приобретать небрендированные детали, потому что стоят они дешевле, а по качеству зачастую не уступают оригинальным. Диалог по этому поводу уже давно идет между автодилерами и автопроизводителями. Однако до сих пор последние не сделали существенных послаблений в этом вопросе. Дилеры надеются, что эта позиция в ближайшем будущем смягчится, особенно в связи с кризисом.

 График 2

Одновременно дилеры ждут послабления к другим требованиям, выдвигаемым производителями. Скажем, для большинства марок дилеры все еще вынуждены строить отдельные здания, и в шоу-румах обязательно должен быть представлен один бренд. В то же время во многих странах на торговых площадях часто могут выставляться автомобили сразу нескольких марок. «Скорее всего, нас ждет дальнейшее укрупнение “дилерских деревень”, а также концентрация нескольких брендов под крышей одного дилерского центра, — прогнозирует Николай Степанов. — Сегодня лидеры рынка очень быстро сменяются. Так, Honda Civic входила в топ продаж, но сейчас не представлена на рынке вообще, Ford Focus был самым продаваемым автомобилем, но в последние три года не входит даже в десятку. То же самое может ждать и от текущего лидера — Solaris. Поэтому дилеры стараются не связывать своё будущее с одним брендом, а по возможности диверсифицировать портфель».

 

  • Обновление самосвалов: КамАЗ начинает сборку тяжелых грузовиков нового поколения. Это — новые модели«КамАЗ-6580», «КамАЗ-65801» и «КамАЗ-65802», которые нацелены на работу в горных карьерах, строительстве и сельском хозяйстве. Новые машины конструктивно будут отличаться более комфортабельными кабинами, улучшенной подвеской, а также новым мотором. По словам Александра Дьяконова, директора по транспорту FMLogistic в России, новые «КамАЗы»» имеют перспективы спроса, так как цены на них менее зависимы от растущего курса валют. Правда, по словам представителей логистической компании ПЭК, успех расширения модельного ряда КамАЗа взаимосвязан с расширением центров обслуживания российских грузовиков, которых все еще недостаточно, особенно за Уралом.

 67.jpg

  • Самый прыткий Jaguar: Самый мощный Jaguar в истории представила английская автомобильная марка на автосалоне в Женеве. F-Type SVR имеет пятилитровый компрессорный мотор V8, который форсировали до 575 л. с. На разгон до «сотни» купе и кабриолету требуется 3,7 секунды. При этом максимальная скорость модели — 322 км/ч. Jaguar F-Type SVR будет оснащаться полноприводной трансмиссией. Система полного привода, которую в компании называют интуитивной, имеет электронно управляемую муфту и распределяет крутящий момент в зависимости от дорожных условий и стиля вождения. Продажи самых мощных версий Jaguar F-Type начнутся ближайшим летом, новинку предполагается завозить и в Россию. По предварительным оценкам, F-Type SVR будут продаваться поцене не менее 10 млн рублей.

 

Есть претензии у автомобильных дилеров и к государству. Они считают, что властные органы не уделяет значительного внимания поддержанию дилерского бизнеса. Между тем, по словам главы РОАД Владимира Моженкова, всего в этой отрасли задействовано более 350 тыс. человек, 85 тыс. из которых могут попасть под сокращения. И этот показатель соизмерим с числом занятых в предприятиях автомобильной промышленности, о поддержке которых непрерывно говорят и выделяют существенные бюджетные средства.

 

  • Китайцы активизируются: Крупнейший автопроизводитель Китая —компания First Automobile Works (FAW) планирует существенно увеличить продажи легковых и грузовых автомобилей в России. В ушедшем году компания продала на российском рынке 213 грузовых и 100 легковых автомобилей. В текущем году FAW ставит цель реализовать у нас в стране 260 грузовиков, а число легковых машин довести до 800 единиц. Дальнейшие планы по продажам легковых автомобилей FAW в России составляют 1,2 тыс. единиц в 2017 году и около 3 тыс. в 2018-м. На сегодняшний день FAW реализует на российском рынке три легковых автомобиля (Oley, V5, BesturnB50). В ближайшее время компания планирует расширить модельный ряд легковых автомобилей на российском рынке за счет двух новых кроссоверов — FAW X80 и FAWD60.

 89.jpg

  • Кроссоверы рулят: К 2020 году доля продаж в сегменте кроссоверов (SUV) должна вырасти в Европе до 27%, заявляют представители компании Ford, которая представила на Женевском автосалоне обновленный кроссовер Ford Kuga. Автомобиль, имеющий спортивный внешний вид, наделен новым эргономичным интерьером, мультимедийной системой SYNC 3 и новым экономичным дизельным двигателем (TDCi 1,5 л) мощностью 120 л.с. Помимо этого Ford представил в Женеве новую «горячую» версию хетчбэка FiestaST200, которая оснащается специальнооткалиброванным 1,6-литровым бензиновым двигателем семейства EcoBoost и разгоняется до 100 км/ч за 6,7 секунды. Ford также представил в Женеве расширенное портфолио моделей и клиентского опыта под брендом Vignale, включающее в себя четыре новые модели и эксклюзивные сервисы.

 

При этом дилеров не только не поддерживают, но и ущемляют, например, в результате введения несправедливых налогов. В частности, дилеры жалуются на новый расчет налога на имущество, который с недавних пор производится исходя из кадастровой стоимости. На последней конвенции автодилеров в Москве одно из региональных дилерских предприятий пожаловалось, что его центр был оценен госорганами в 1,1 млрд рублей, в результате чего львиную долю дохода дилеру теперь придется платить в качестве налога. «Я могу сказать лишь одно, — заявил представитель этого дилерского центра на конференции. — Если вы оценили наш дилерский центр в миллиард сто тысяч, так купите его за эту сумму!»