Кузница мастеров

Вадим Пономарев
28 марта 2016, 00:00

Резкий рост заказов на продукцию ульяновских машиностроителей требует соответствующего кадрового обеспечения. Поэтому в регионе выстраивается новая система подготовки технических кадров, максимально приближенная к нуждам конечного производства

Во времена СССР Ульяновская область обладала гигантским промышленным потенциалом в сфере производства самолетов и другой машиностроительной продукции. Как и в каждом регионе, для ее выпуска была создана система подготовки технических кадров, в том числе по рабочим специальностям.

В большинстве регионов в постсоветские годы все это обрушилось вместе с предприятиями, для которых готовили рабочих и техников. Парадокс Ульяновской области в том, что здесь умудрились сохранить базу начального и среднего профобразования. И сейчас, когда машиностроители вновь «на коне», региональные власти вместе с промышленными компаниями выводят систему подготовки технических кадров на новый уровень.

Резкий взлет

В последние несколько лет в Ульяновской области наблюдается индустриальный бум. Авиастроительный завод «Авиастар-СП» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию; ОАК), где еще в конце прошлого десятилетия с трудом собирали один самолет в год, в этом году уже поставил на поток производство нового российского тяжелого транспортника Ил-76МД-90А, возрождает производство Ту-204, наращивает темпы модернизации Ан-124 и максимально задействован в кооперации ОАК по самолетам МС-21, SSJ-100 и Ил-112. «Общая задача на 2016 год — реализация инвестпроектов для того, чтобы выйти на темпы производства на “Авиастаре ” не менее 12–15 самолетов в 2017–2018 годах», — обозначил, будучи в Ульяновске, перспективы «Авиастара» в сфере транспортного самолетостроения генеральный директор компании «ОАК—Транспортные самолеты» Вильдан Зиннуров. Вслед за «Авиастаром» тянутся вверх более 70 компаний, которые входят сейчас в ульяновский авиастроительный кластер.

Ульяновский мехзавод (входит в концерн «Алмаз-Антей») тоже сейчас не жалуется на недостаток заказов, в том числе из стран Ближнего Востока и Латинской Америки, на поставку ЗРК «Бук-М2Э» и ЗСУ «Шилка-М4». Ульяновский автозавод, несмотря на то, что в прошлом году авторынок России просел почти на 40%, удержал в 2015 году продажи почти на прежнем уровне и, по версии Ассоциации европейского бизнеса, поднялся с 15-й на 11-ю позицию по общему объему продаж автомобилей в России.

Не подвели и иностранные инвесторы. В 2014–2015 годах на территории Ульяновской области запущены заводы германской компании Schaeffler (автокомпоненты), французского концерна Legrand (низковольтное оборудование), германского концерна Deckel-Maho-Gildemeister (высокоточные станки). Еще 14 компаний находятся в активной фазе строительства своих предприятий (в их числе японский производитель шин Bridgestone, мексикано-германский завод по производству автокомпонентов Nemak и датское лакокрасочное производство Hempel).

Всем этом предприятиям, естественно, нужны кадры. У «Авиастара», например, существует целая программа по переселению в Ульяновск авиастроителей, работавших на авиазаводах в Узбекистане и на Украине. Однако полностью утолить кадровый голод возможно только за счет выращивания собственных специалистов.

Дуальное образование

Профессиональное образование в Ульяновской области сейчас начинается с детского сада. «Авиастар», например, сотрудничает с 11 школами, детскими садами, лицеями и одним из детских домов региона. «Для реализации новых инновационных проектов, безусловно, нужны высококвалифицированные кадры. Мы надеемся, что благодаря проекту “Авиастроитель с рождения” сможем направить ребят в нужное русло и поможем им определиться с будущей профессией», — отмечает директор по персоналу «Авиастар-СП» Вадим Овейчук.

Развивается система базовых кафедр вузов региона, которые открываются на территории того или иного предприятия. На том же «Авиастаре» в 2014 году была открыта базовая кафедра Ульяновского госуниверситета (УлГУ) «Цифровые технологии авиационного производства», которая ориентирована на дальнейшую интеграцию УлГУ, «Авиастара» и его партнеров в процессах опережающей подготовки и переподготовки кадров, реализации совместных НИОКР в области высоких технологий и внедрения этих результатов. Ульяновский государственный технический университет (УлГТУ) под потребности авиастроителей с 2015 года начал набор на новую специальность «конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств».

Однако самые большие изменения коснулись системы среднего специального образования. Ульяновская область в 2014 году вошла в состав десяти пилотных регионов России, где началось развитие системы дуального образования для подготовки рабочих кадров. Ее суть в том, что студенты Ульяновского авиационного колледжа 30% учебного времени изучают теорию на территории учебного заведения, а остальные 70% отведены практике на «Авиастаре» (обычно практика занимает не более 25% учебного времени студентов ссузов). При этом авиастроительное предприятие с участием федерального бюджета помогло кардинально модернизировать оборудование колледжа, получаемые студентами рабочие профессии максимально привязаны к потребностям ОАК, а за каждым студентом закреплен наставник из числа опытных работников «Авиастара». По подобному принципу выстраивается и система взаимодействия и других предприятий и ссузов, таких как техникум приборостроения, завод «Утес», Ульяновское конструкторское бюро приборостроения и т. д. В регионе в кратчайшие сроки была также организована подготовка специалистов по двум новым специальностям для авиастроительного кластера — техников по обслуживанию и электриков. А в целом вся система образования повернулась в сторону выпуска конкретных специалистов для конкретных предприятий. «Мы отказались от непрофильных специальностей внутри техникумов и колледжей и оставили только те, которые заточены на промышленность региона», — подчеркивает заместитель министра образования и науки Ульяновской области Наталья Семенова.

Кроме того, в конце прошлого года Ульяновская область выиграла федеральный конкурс на создание на базе авиаколледжа межрегионального центра компетенции по подготовке и переподготовке специалистов по обслуживанию транспорта и логистике. Поэтому с осени этого года в Ульяновске для всей страны начнут готовить, например, операторов беспилотных летательных аппаратов. Это профессия, которую Минтруд России включил в список 50 самых востребованных профессий будущего.