Спасенные крылья России

Маргарита Линдт
28 марта 2016, 00:00

Ульяновский авиакластер поможет России стать не просто авиационно самодостаточной, но и упрочить свое положение на мировом авиарынке

Строительство на «Авиастар-СП» первого российского самолета-топливозаправщика Ил-78М-90А

Еще буквально несколько лет назад многие в российской политической элите не видели смысла в развитии собственного гражданского и транспортного самолетостроения. Казалось, что проще и разумнее закупать «боинги» и «аэробусы». Однако резко изменившаяся международная ситуация, режим санкций и экономический кризис с новой остротой поставили вопрос о необходимости импортозамещения и развития внутри страны собственных современных форм производства. К счастью, в отношении авиастроения это не пришлось делать с чистого листа.

Благодаря губернатору Сергею Морозову удалось сохранить уникальное предприятие «Авиастар», спецификой которого сегодня является производство отечественных тяжелых транспортных самолетов для гражданской и военной авиации. На «Авиастаре» не только сохранено уникальное для Европы оборудование, это предприятие сегодня является центром прикладных компетенций.

АО «Авиастар-СП» способно выпускать до 50 самолетов в год. По ряду компонентов предприятие уступает только корпорации Boeing. Согласно госпрограмме, «Авиастар» до 2020 года должен построить и передать российскому Министерству обороны 39 тяжелых военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А (создан в рамках проекта «Изделие 476»). Это новейшая версия знаменитого ильюшинского тяжелого транспортника Ил-76, который в свое время производился в Узбекистане на Ташкентском авиационном производственном объединении им. Чкалова. Стоимость контракта, по открытым данным, — 140 млрд рублей, небывалая сумма разового заказа для российских авиастроителей в постсоветский период. На «Авиастаре» началась масштабная модернизация, которая позволит к 2020 году снизить трудоемкость изготовления серийных «Ил-476» более чем в четыре раза по сравнению с самолетами установочной партии; интенсивно набирается и обучается персонал, в том числе из Украины и Узбекистана.

Первые три серийных Ил-76 МД 90А уже поступили военным заказчикам. Повышенный интерес к новым российским воздушным грузовикам проявляют Казахстан, Алжир и ЮАР. Кроме того, к 2024 году, по планам Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), в Ульяновске должно быть развернуто серийное производство нового российского сверхтяжелого военно-транспортного самолета «Ермак», который российская компания «Авиационный комплекс им. Ильюшина» планирует разрабатывать на замену Ан-22 «Антей» и Ан-124 «Руслан». «Авиастар» также определен производственной площадкой для финальной сборки среднего военно-транспортного самолета грузоподъемностью 20 тонн. Параллельно ульяновский завод модернизирует «Русланы», находящиеся в эксплуатации российских силовых ведомств и международных перевозчиков, и в этом году должен построить два самолета Ту-204 для Управления делами президента РФ. Плюс к этому предприятие задействовано в программе внутренней кооперации ОАК. Для самолета SSJ-100 в Ульяновске делают интерьер, для ближнее-среднемагистрального лайнера МС-21, с которым связывают будущее магистральных перевозок в России, — фюзеляжные панели, подкилевой отсек, вертикальное и горизонтальное оперение, люки и двери, трубопроводы. С этого года из Ульяновска в Воронеж пойдут комплектующие и для производства легкого транспортного самолета Ил-112. Именно вокруг этого якорного оператора группируются десятки высокотехнологичных компаний, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Ульяновское конструкторское бюро приборостроения (УКБП), одно из ведущих авиаприборостроительных предприятий России, также вносит заметный вклад в развитие отрасли. Более шестидесяти лет бюро специализируется на разработке и производстве авионики для самолетов и вертолетов. Разработанные УКБП установлены на всех видах как гражданских, так и боевых отечественных летательных аппаратов. Предприятие участвует во многих значимых проектах государственного масштаба, разрабатывая авионику для самолетов МС-21, Sukhoi Superjet-100, Як-130,Т-50, вертолетов Ми-28НМ и Ка-62, приборного оборудования для оснащения бронетанкового вооружения и техники по программам «Армата», «Бумеранг» и «Курганец».

Сегодня в состав консорциума «Научно-образовательно-производственный кластер “Ульяновск-Авиа”» входят 77 основных участников из восьми областей специализаций авиационной промышленности (См. Таблицу и Схему кластера), а его годовой оборот составляет почти 50 млрд рублей.

Схема кооперационных связей в ульяновском авиакластере 82.jpg
Схема кооперационных связей в ульяновском авиакластере

«Конечно, не все безоблачно, есть проблемы и с санкциями, и с нестабильностью рубля, но в целом, я считаю, у наших предприятий, работающих на авиацию и оборонно-промышленный комплекс страны, хорошие перспективы. Кроме того, состав кластера непрерывно пополняется новыми компаниями, расширяющими его компетенции. В рамках Международного авиакосмического салона МАКС-2015 подписано соглашение с компаниями “Скайтек” и “Российская электроника” о создании в Ульяновской области первого в России многофункционального цифрового процессингового центра по хранению и обработке информации для оказания потребительских услуг населению в сфере авиационных перевозок», — говорит глава Ульяновской области Сергей Морозов.

Еще одним намеченным к реализации проектом станет создание в регионе единого центра предпродажной подготовки самолетов.

«По инициативе губернатора региона был принят закон, который существенно облегчает функционирование лизинговой индустрии с точки зрения налогообложения и выравнивает наши шансы с конкурентами из зарубежных стран. Поэтому мы зарегистрировали дочернюю компанию в Ульяновской области и значительную часть своих активов перевели в этот регион», — рассказывает генеральный директор «Ильюшин Финанс Ко» Александр Рубцов.

Кластер имеет поддержку со стороны Министерства экономического развития РФ, а также признан за рубежом и является членом Европейского партнерства авиационных кластеров и Евразийского партнерства аэрокосмических кластеров. Деятельность кластера осуществляется как на региональном и внутрироссийском уровнях, так и на уровне стран СНГ, Восточной Европы и глобальном (международные грузоперевозки, сервисный блок эксплуатации воздушных судов).

Осенью прошлого года ульяновский авиационный кластер вошел в тройку лучших по уровню организационного развития в рейтинге российских экономических кластеров Высшей школы экономики.

«Черное крыло»

Отличительной особенностью ульяновского авиакластера является его способность генерировать новые технологии и внедрять их, в том числе через кооперацию, в производственные технологические цепочки. Яркий тому пример — одна из составляющих кластера «Аэрокомпозит-Ульяновск», единственное в России предприятие по производству силовых конструкций и агрегатов для авиации из композиционных материалов, создаваемых при помощи инфузионной вакуумной технологии, и одно из пяти крупнейших мировых производств такого профиля. Технология позволяет минимизировать вес, повышает прочность и износостойкость; кроме того, крылу придается большее удлинение и лучшая геометрия, что позволяет экономить до 6–8% топлива по сравнению с международными аналогами. В лайнерах Airbus А350 и Boeing 787 тоже используются композитные материалы, но по другим технологиям. Эти российские решения в значительной степени уникальны, так как никто не использует что-либо подобное для производства столь крупных агрегатов, как крыло, с помощью инфузионной технологии. Ее уникальность по сравнению с традиционной автоклавной технологией состоит в возможности создания более сложных конструкций из полимерных композиционных материалов с высокой степенью интегральности за один технологический цикл. При этом сокращается вес конструкций и существенно удешевляется процесс изготовления изделий. Именно эта технология используется при выпуске изготовлении МС-21, который будет показан в 2016 году.

Территория будущего

Авиационный кластер — своего рода промышленный и инновационный инкубатор, где путем предоставления разного рода льгот и использования стимулирующих мер формируется модель новой экономики не только для ульяновского региона, но и для всей страны. «Сформулированные в 2008 году губернатором Ульяновской области Сергеем Морозовым в рамках проекта “Ульяновск — Авиационная столица” принципы развития авиастроения региона сегодня являются платформой для прорывного перехода к новой индустриальной модели ульяновского авиационного кластера», — говорит Александр Яковлев, генеральный директор Центра кластерного развития. Сегодня в Ульяновской области уже принято решение, что в сфере деятельности Центра кластерного развития будет находиться не только авиакластер, но и все региональные индустриальные парки brownfield».

«Основной документ кластера — кооперационная карта, которая графически будет показывать существующие производственные цепочки и кооперацию на территории региона,— рассказывает Александр Яковлев. — Карта показывает точку “А” — начало производства, точку “Б” — конечный продукт. И все предприятия, которые на территории кластера находятся, участвуют в подготовке этого продукта. Карта демонстрирует, какие элементы этой цепочки можно заменить по программе импортозамещения, какие — оптимизировать, то есть снизить стоимость этого узла и так далее. Мы также сможем под потребности предприятий кластера точечно подбирать потенциальных поставщиков, которые могут заходить на наши площадки, а не хаотично предлагать всем желающим территории и помещения».

Приоритетом же в работе остается выявление серьезных промышленных инвестиционных проектов и их методическое сопровождение. Чтобы привлечь новые инвестиции в кластер и превратить его в центр промышленной кооперации, в текущем году местные власти, следуя за федеральными законодателями, представили новый пакет финансовых льгот. Появилось понятие «специальный инвестиционный контракт» (при объеме инвестиций более 200 млн руб.); это позволит привлекать именно частные инвестиции в уже существующие предприятия, перевооружать их, привносить новейшие технологии. «Такой инвестконтракт позволяет закрепить для предприятия и инвестора режим несменяемости и стабильности регионального налогового законодательства в течение пяти-десяти лет», — поясняет Александр Яковлев. И все это в добавление к целому набору налоговых льгот, которые также прописываются в инвестконтракте. Региональные требования к минимальному объему инвестиций в рамках контракта делают этот инструмент доступнее, а во взаимодействии с региональным фондом развития промышленности обеспечивают мультипликативный эффект.

Развитие авиационного кластера уже де-факто превратило Ульяновскую область в центр развития авиастроения всей страны. Не случайно губернатор Сергей Морозов предложил создать ассоциацию авиационных регионов России (о ее создании было объявлено в прошлом году, а учредительное собрание ассоциации состоится в Ульяновске в рамках Международного авиатранспортного форума МАТФ-2016 со 02 по05 июня 2016 г в Ульяновске). Пока об участии в ассоциации заявили 11 субъектов федерации — помимо самой Ульяновской области это Республика Татарстан, Самарская, Воронежская, Нижегородская, Ростовская, Кировская, Кемеровская и Московская области, Пермский край. Работа ассоциации будет направлена на изучение существующих условий авиационной деятельности и выработке предложений по их совершенствованию. Также в рамках новой структуры будут реализовываться пилотные проекты на территории регионов — членов ассоциации. Поскольку Ульяновская область выступила инициатором создания данной организации, а региональное правительство имеет зарегистрированный товарный знак «Авиационная столица России», штаб-квартира ассоциации авиационных регионов России расположится именно в Ульяновске.

К взаимовыгодной синергии

Однако мощный и технологически продвинутый авиационный кластер не существует в изолированном пространстве. Авиационщики вносят свою лепту в характерную особенность экономики всей Ульяновской области — способность стимулировать и затем поддерживать работу среднего и малого бизнеса. Причем изрядное количество таких компаний, в отличие от средних цифр по другим регионам, сконцентрировано именно в производственной сфере. «Авиационный кластер является прежде всего бизнес-акселератором для субъектов малого и среднего предпринимательства. Наша работа сейчас акцентируется на интеграции предприятий малого и среднего предпринимательства в производственный цикл больших предприятий», — говорит Александр Яковлев. От подобного развития выигрывают обе стороны. Само предприятие-гигант сокращает себестоимость продукции благодаря тому, что теперь не надо все составляющие производить самостоятельно, их можно покупать дешевле. А мелкое производство, с одной стороны, обеспечивает дополнительную занятость населению области, с другой — производит продукцию по более низкой цене за счет того, что, как правило, помимо крупного авиапартнера имеет еще и другие чисто гражданские заказы.

Кроме своего вклада в развитие среднего и малого бизнеса, предприятия авиакластера напрямую заботятся о своих работниках и их семьях. Социальная политика — важная составлющая стратегии развития кластера, от нее напрямую зависит, какими кадрами и в каком объеме обеспечит себя растущее производство. Ведь без инвестиций в человеческий капитал невозможно развивать и саму отрасль. Например, в 2012 году совместно с правительством Ульяновской области и инвесторами, а также Сбербанком была запущена жилищная программа «Авиастар — Новое поколение». Ее реализация стала возможной благодаря помощи губернатора Ульяновской области Сергея Морозова: за счет снижения ставки по налогу на имущество у «Авиастара» высвобождаются определенные денежные средства, которые и используются под этот жилищный проект. Кроме того, предприятие предоставляет субсидии на безвозмездной основе на первоначальный взнос до 150 тыс. рублей. Источником финансирования являются дополнительные средства, образующиеся у «Авиастара» в результате получения им налоговых льгот. Сбербанк гарантирует льготную процентную ставку по кредиту, а строительная компания «Запад-2» уже построила несколько кварталов для работников «Авиастара», кроме того, она предоставляет им существенные скидки при покупке жилья.

С начала действия «Жилищной программы ЗАО “Авиастар-СП” по приобретению жилой площади в строящихся домах» работниками предприятия приобретено 329 квартир. В ближайшие годы планируется строительство четырех тысяч квартир. Средства направляются также на инфраструктурные проекты заводского масштаба, спортивную и авиационную составляющие региона.

Слагаемые кластера

Основу кластера составляют мировые, российские отраслевые лидеры и крупнейшие научно-исследовательские и образовательные структуры:

— ООО «Авиакомпания “Волга-Днепр”»;

— АО «Авиастар-СП»;

— АО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения»;

— ЗАО «Аэрокомпозит-Ульяновск».

— Федеральное ГБОУ высшего профессионального образования «Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)»;

— ОАО «Ульяновский научно-исследовательский институт авиационной технологии и организации производства»;

— Ульяновский научно-технологический центр — филиал ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов»;

— Областное ГБОУ среднего профессионального образования «Ульяновский техникум приборостроения»;

— Областное ГБОУ среднего профессионального образования «Ульяновский авиационный колледж»;

— Федеральное ГБОУ высшего профессионального образования «Ульяновский государственный технический университет»;

— Федеральное ГБОУ высшего профессионального образования «Ульяновский государственный университет».

«Самолет должен быть легче, более длительным в эксплуатации и менее обслуживаемым»

О задачах, стоящих перед компанией «ОАК — Транспортные самолеты», «Эксперту» рассказал ее генеральный директор Вильдан Зиннуров

— Каковы сегодня первоочередные задачи?

— Прежде всего, конечно, это дальнейшее развитие «Авиастара» — финансовое, технологическое, выход на серийность, повышение качества выпускаемой продукции. Далее — развитие аутсорсинга в полном смысле этого слова, то есть непрофильные компетенции, которые есть на «Авиастаре», должны быть выведены за его периметр. Нас действительно беспокоит своего рода ведение такого «натурального хозяйства» на одном большом предприятии, что не всегда экономически эффективно. Кроме того, это формирование новых подходов к созданию авиационной техники гражданского назначения. Сейчас впереди идут проекты для военно-транспортной авиации, а потом уже начинаются проектировки по гражданской тематике. Однако на одном только гособоронзаказе очень сложно иметь хорошую финансовую модель по любому проекту. Нужны коммерческие заказы, нужны заказы по международному сотрудничеству, тогда можно говорить о рентабельности проекта. С этой точки зрения мы с «Авиастаром» сегодня ведем большую работу по оценке мощностей, их загрузки, наличия квалификации персонала, обеспечения предприятия оборотными средствами для выполнения существующих заказов.

Кроме того, появление инновационных решений, которые мы ожидаем (прежде всего от резидентов промышленной зоны «Заволжье»), — проекты по разработке и применению новых материалов. Самолет должен быть легче, более длительным в эксплуатации и менее обслуживаемым. Очевидным преимуществом Ульяновской области является активно развивающийся станкостроительный кластер, это реальная предпосылка для создания в Ульяновске центра механообработки, так как сегодня на всех предприятиях ОАК существуют проблемы с точностью и себестоимостью механообработки. Это одно из самых узких мест на сегодняшний день.

Кроме того, большая проблема для авиастроения — монополизм. Очень мало дублирующих позиций, которые позволяют применять рыночные механизмы. Монополизм — это всегда плохо с точки зрения управления себестоимостью продукции, прозрачности всех механизмов ценообразования. И мы сейчас ведем работу над тем, чтобы привлечь хотя бы двух-трех поставщиков на каждую позицию.

— Насколько вы обеспечены кадрами и как вы их готовите?

Персонал — это одна из ключевых тем не только для авиастроения, но и вообще для промышленности. В Ульяновске есть все элементы начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования для того, чтобы отладить современную систему непрерывного опережающего обучения кадров, которые нужны под конкретные проекты — для Ульяновска это прежде всего, транспортные самолеты.

— С кем вы сотрудничаете?

Сегодня у нас налажено сотрудничество с предприятиями ульяновского авиакластера. С филиалом Всероссийского НИИ авиационных материалов мы работаем по композитам. С компанией «Промтех-Ульяновск», которая поставляет нам уже значительную часть бортовых кабельных сетей, мы постоянно находимся в рабочем в контакте. Взаимодействуем со «Спектр-Авиа» в части окраски воздушных судов и применения новых лакокрасочных материалов. С производителями двигателей и с особой экономической зоной ведем переговоры о кооперации по техническому обслуживанию и ремонту двигателей ИЛ-76 и «Русланов». Мы сотрудничаем со всеми учебными заведениями Ульяновской области в части формирования различных программ управления производством с целью обеспечения оптимизации производственных процессов и снижения себестоимости выпускаемой продукции.

Очень важная работа — загрузка излишних мощностей Авиастара и создание на их базе индустриального парка. Здесь мы видим Центр кластерного развития в качестве управляющей компании консорциума «Ульяновск-Авиа». Его задача — структурирование проектов в сфере авиационного бизнеса для всех предприятий и привлечение их в совместные проекты, в том числе по организации индустриального парка.