Перебить антирекорд

Ольга Вандышева
4 апреля 2016, 00:00
Интерпресс/ТАСС

Российский авторынок продолжает падать. За первые два месяца текущего года в массовом сегменте было продано 166 тыс. новых легковых автомобилей, что на 22% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А вот в премиальном сегменте продажи упали только на 15% и составили 20 тыс. штук 

Лидер рынка АвтоВАЗ ушел в минус на 15%, реализовав 34,6 тыс. машин. Занимающая второе место Kia продала 20,4 тыс. автомобилей (–14%), замыкающая первую тройку Hyundai — 18,5 тыс. (–28,6%). Из 14 массовых марок, показавших падение, наименьшее снижение (1,9%) у японской Toyota, которая на четвертом месте по продажам (14 тыс. машин). И только шесть марок продемонстрировали рост. Это Ford (+76,7%), Lifan (+54,3%), Suzuki (+36,1%), а также Chery, УАЗ и Geely. Однако все вместе они реализовали в России чуть более 16 тыс. автомобилей.

Лидер премиального сегмента Mercedes-Benz снизил российские продажи на 10%, до 6,5 тыс. машин. У BMW падение составило 23% (продано 4,6 тыс. автомобилей), у Аudi — 24% (2,6 тыс.). Самые большие потери понесли Volvo (–61,1%), Smart (–52,9%), Acura (–50,6%) и Infiniti (–39,7%). Впрочем, четыре марки увеличили продажи. Это Cadillac (+91,7%), Lexus (+71,2%), Alfa Romeo (+50%) и Porsche (+25%). Их общий результат — 3,4 тыс. проданных машин, из которых 2,5 тыс. пришлось на долю Lexus. При этом продажи автомобилей этой марки растут, хотя в в январе–феврале Lexus подорожали на 39%. В среднем же цена на новый легковой автомобиль в России, по данным агентства «Автостат», выросла на 18%. В частности, Lada подорожала на 16%, Mazda, Audi, Mercedes-Benz и Subaru — более чем на 20%, Mitsubishi — на 31%. Еще сильнее — на 56% — выросли цены на автомобили Land Rover.

Примерно такое же удорожание ожидается и в нынешнем году. Не случайно государство решило продолжить программу стимулирования спроса, включая льготное кредитование. В ее рамках сегодня реализуется более половины новых автомобилей. Тем не менее по итогам года общее падение первичных продаж может превысить 12%. Такой прогноз был обнародован на Российском автомобильном форуме. И хотя эта цифра кажется не столь катастрофичной по сравнению с прошлогодним снижением (36%), в результате есть риск перебить антирекорд кризисного 2009 года. Тогда отечественный авторынок просел сразу на 49% и продажи новых легковых машин упали до 1,47 млн штук. В текущем году вряд ли будет реализовано более 1,4 млн автомобилей, и это еще весьма оптимистичный прогноз. При ухудшении макроэкономической конъюнктуры (а предпосылки для этого немалые), можно ожидать падения продаж до отметки 1,2 млн машин. Более того, если предыдущая кризисная яма была ликвидирована за три года (в 2012 году продажи новых автомобилей превысили 2,75 млн единиц), то теперь для восстановления рынка понадобится не менее десяти лет. Да и то лишь при условии, что нефть подорожает до ста долларов за баррель, считают эксперты PricewaterhouseCoopers.

Не удивительно, что в такой ситуации сокращается и производство. Например, в январе в России легковых автомобилей было выпущено на 40% меньше, чем в январе 2015-го: всего 48,4 тыс. экземпляров. Из них машин отечественных брендов произведено 11,8 тыс. штук (падение на 39%). А выпуск иномарок сократился на 41%, до 36,6 тыс. единиц. Сегодня, по словам директора департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга Алексея Наумова, производственные мощности российских автозаводов загружены всего на 40%. Численность работников, занятых в производстве автомобилей, прицепов и полуприцепов, с начала года сократилась на 8,6% и составляет 290 тыс. человек. Кризис авторынка сказывается и на дилерах. По мнению вице-президента ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Вячеслава Жигалова, в текущем году около тысячи компаний, торгующих автомобилями, могут обанкротиться.

На фоне негативных тенденций, определяющих динамику авторынка, в ряде СМИ уже появилась информация, что немецкий автопроизводитель Mercedes-Benz отказался от планов построить в России производство легковых моделей, о чем было заявлено в конце 2014-го. Впрочем, аналогичные публикации появлялись и год назад, после того как немцы отказались размещать свои производственные мощности на предложенных российскими чиновниками площадках в Татарстане, Зеленограде и московском Бирюлево. Теперь же поводом для сомнений послужили сообщения о том, что Mercedes-Benz собирается разместить сборочное производство в Польше. Но пресс-секретарь Mercedes-Benz Russia Андрей Родионов сообщил «Эксперту», что окончательное решение о строительстве завода в России еще не принято, вопрос остается открытым. Более того, немецкий автогигант по-прежнему заинтересован в этом проекте. Основной аргумент в его пользу — получение возможности для продукции Mercedes-Benz участвовать в госзакупках, поскольку летом 2014-го в России введен запрет на покупку дорогих иномарок для госнужд. Возможное производство в Польше данную проблему не решает и на будущее завода в России никак не влияет. Кроме того, политика Mercedes-Benz нацелена на приближение производства к рынкам сбыта, который у нас все равно достаточно большой, так же как и выручка. Например, за первые два месяца текущего года, по данным «Автостата», Mercedes-Benz продал в России автомобилей на 32,6 млрд рублей, при этом объем всего премиального сегмента составил у нас в стране 84 млрд рублей.

Продажи самых роскошных автомобилей у нас и вовсе резко набирают обороты. За прошлый год было продано 1157 машин класса Luxury, что превысило показатель 2014-го в 2,3 раза. В феврале 2016-го этот сегмент вырос в 2,7 раза: по итогам месяца продажи составили 112 машин. Серьезный прирост, считает директор агентства «Автостат» Сергей Целиков, достигнут благодаря выходу на рынок автомобиля Mercedes-Benz Maybach S-Class, заменившего самостоятельную модель Maybach после того, как этот бренд прекратил существование. В результате только в феврале в России было продано 76 Mercedes-Benz Maybach. На втором месте по популярности у состоятельных россиян стоит Bentley: в феврале приобретено 19 машин. Также было продано девять Rolls-Royce, пять Maserati и три Ferrari.