Брат Волк

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура журнала «Эксперт»
25 апреля 2016, 00:00

В прокат выходит анимационный фильм «Волки и овцы», который в очередной раз убеждает нас в том, что важнейшим из искусств XXI века является анимация

WIZART ANIMATION
Уже сейчас права на показ «Волков и овец» проданы более чем в пятьдесят стран. Одновременно с Россией фильм выходит в прокат в Турции, Румынии, Монголии и странах Балтии — в общей сложности полтора десятка государств

Последние сомнения в превосходстве анимации над всеми остальными видами визуальных искусств развеял недавний триумф «Зверополиса» (Walt Disney Pictures), собравшего в российском прокате немыслимые два миллиарда рублей — больше только у «Аватара». В прошлом году анимационный фильм «Миньоны» (Universal Pictures) лишь приблизился к этому результату, заработав 1,86 миллиарда рублей и став самым кассовым кинозрелищем, опередив в рублевом исчислении даже победоносные «Звездные войны». На отечественном кинорынке голливудским киностудиями противостоит «Мельница» с ее неизменными и сверхуспешными «Богатырями» и «Иваном Царевичем». Западный рынок последовательно штурмует воронежская Wizart Animation, выпустившая двух трехмерных «Снежных королев» и готовящая третью. Обе части основного детища Wizart были проданы более чем в 130 стран. В проекте «Волки и овцы» продюсеры Wizart Владимир Николаев и Юрий Москвин объединили усилия с основателем студии «Мельница» Сергеем Сельяновым.

Работа над фильмом затянулась на пять лет. За это время сценарная идея, которая заключалась в том, что внешность главного героя радикально трансформируется и он перестает быть похожим на себя до степени неузнаваемости, успела перестать быть оригинальной. За месяц до выхода «Волков и овец» зрители увидели другую отечественную анимационную франшизу — «Смешарики. Легенда о золотом драконе», где главный герой Бараш претерпевает аналогичные метаморфозы: существо, отдаленно напоминающее барана, превращается в гусеницу. Весь сюжет фильма строится на том, что Бараш пытается вернуть себе прежний облик. Создатели фильма заложили в свой фильм простой и понятный месседж: чтобы стать самим собой, нужны не внешние воздействия, а внутренние усилия. «Волки и овцы» об этом же. В отличие от «Смешариков», где личные отношения между почти лишенными признаков пола героями уже установились, в «Волках и овцах» четко прочерчена романтическая линия: главный герой — волк Серый не слишком ловко пытается привлечь внимание волчицы Бьянки — это одно из препятствий, которые ему предстоит преодолеть в поединке с самим собой.

Один из секретов успеха «Зверополиса», возможно, заключается в том, что он реалистичен настолько, насколько это возможно в анимационной истории, сюжет которой разворачивается в мире, населенном разговаривающими животными. Но его существование очень легко встраивается (и пояснение по этому поводу есть в самом фильме) в общепринятую теорию эволюцию: мы видим животных, которые прошли тот самый обещанный им Чарльзом Дарвином путь развития, и выстроили свою технократическую цивилизации, подобную человеческой. Его действие происходит в условиях максимально приближенных к тому миру, в котором живет современный человек, что очень облегчает путь к идентификации себя и своего окружения, что является ключевым моментом в восприятии любого фильма, с персонажами «Зверополиса». Одна из сюжетных линий строится на трансформации персонажей — из цивилизованных зверей в диких. Она происходит через попадание в кровь синтезированного химического вещества, процесс изготовления которого очень напоминает процесс варки метамфетамина в сериале «Во все тяжкие».

Wizart предпочитает разворачивать действие своих историй в сказочном пространстве, вычищенном от национального колорита, — это часть стратегии продвижения анимационных фильмов на мировой рынок. И без волшебства здесь не обойтись: волк превращается в барана с помощью магического зелья. Создатели «Смешариков» в аналогичных целях используется научное изобретение — прибор «Улучшайзер», угадав тенденцию к рационализации мультипликационных сюжетов. При этом сценаристы «Волков и овец» не побоялись отказаться от ими же самими придуманного допущения, дав главному герою возможность вернуть свой прежний вид одним только внутренним усилием — он выпивает волшебное противоядие, хотя это всего лишь плацебо. Еще один пробел в мифологической картине мира, которую создали сценаристы «Волков и овец», связан с противостоянием тем самых волков и овец. Из него можно сделать вывод, что волки претендуют на баранье мясо лишь по одной причине: они ведомы кровожадным лидером, а вопрос, связанный с тем, каким же образом они удовлетворяют один из своих базовых инстинктов, остается открытым. Впрочем, все эти противоречия бросаются в глаза лишь на фоне достижений «Зверополиса». В том, что касается визуального ряда и насыщенности действия, «Волки и овцы» едва ли уступят лучшим образцам голливудской анимации. Пять лет были потрачены не зря.