Возвращение «Хищника»

Алексей Хазбиев
заместитель главного редактора журнала «Эксперт»
8 мая 2016, 00:00

В США разрастается грандиозный скандал, связанный с провалом программы по производству легких истребителей пятого поколения F-35. Этот проект корпорации Lockheed Martin уже обошелся американцам в 1,5 трлн долларов (с учетом инфляции), став самой дорогой программой за всю историю создания вооружений в США

В США разрастается грандиозный скандал, связанный с провалом программы по производству легких истребителей пятого поколения F-35. Этот проект корпорации Lockheed Martin уже обошелся американцам в 1,5 трлн долларов (с учетом инфляции), став самой дорогой программой за всю историю создания вооружений в США.

К началу этого года корпорация Lockheed Martin должна была построить 1013 истребителей F-35, но выпустила только 179 машин. Беда еще и в том, что как минимум часть из них не могут полноценно выполнять боевые задачи. А все потому, что программное обеспечение Block 3I, которое установлено на F-35, используемые военно-воздушными силами США, просто не может исправно работать. «На самолетах, оснащенных Block 3I, постоянно отмечаются сбои в работе радара. Это происходит значительно чаще, чем хотелось бы», — заявил командующий авиацией ВМС США вице-адмирал Пол Кроклэгс. Эксперты считают, что в ПО нового истребителя вкралась системная ошибка, которая выводит из строя не только радары, но и бортовое оборудование в целом. Во всяком случае, на F-35 уже много лет фиксируются случаи отказа индикации и систем управления вооружением. Неизвестно, удалось ли устранить все эти недочеты. Однако никакой трагедии в этом американские военные не видят. «Программа F-35 больше не вызывает у меня бессонницы», — говорит замминистра обороны США Фрэнк Кендалл.

Пентагон по-прежнему намерен завершить испытания F-35 для ВВС США в текущем году, а в модификации для ВМС — в 2018-м. «Тестирование самолета завершено на 90 процентов, и для меня будет сюрпризом, если на нынешнем этапе возникнут еще какие-то крупные недоработки»,— заявил Кендалл. Впрочем, в Конгрессе США оптимизм военных не разделяют. «Это настоящая трагедия и скандал,— заявил заместитель руководителя комитета по вооружениям Сената США Джон Маккейн.— Все, что касается сроков выполнения работ по F-35, их стоимости и других показателей, уже давно перешагнуло пределы разумного». И это действительно так. Не секрет, что F-35 должен был начать массово поступать в войска еще семь лет назад, но этого не произошло. А вот стоимость его резко выросла. Изначально предполагалось выпустить порядка 2,5 тыс. таких истребителей, затратив на это около 200 млрд долларов. Но сейчас суммарная стоимость закупки уже превысила 400 млрд долларов и, очевидно, будет расти в дальнейшем. Спустить ситуацию на тормозах из-за предвыборной кампании американские парламентарии просто не могли. В итоге комитет по вооруженным силам США поручил секретарю ВВС США проанализировать расходы на возможное возобновление производства тяжелого истребителя пятого поколения F-22 Raptor, выпуск которого был прекращен пять лет назад. Соответствующий доклад конгрессу пентагоновские стратеги должны представить не позднее января следующего года. Предполагается, что один истребитель F-22 Raptor заменит в ВВС два-три легких F-35, что позволит не только сэкономить средства, но и более эффективно сдерживать потенциальных противников. «У нас крепнет ощущение, что армия США теряет технологическое преимущество перед такими странами, как Россия и Китай, поэтому возобновление серийного выпуска пока еще единственного в мире тяжелого истребителя пятого поколения обеспечит надежную защиту нам и нашим союзникам в Европе», — говорят американские конгрессмены. Кстати, сразу после этого заявления Пентагон перебросил пару F-22 из Великобритании на авиабазу у румынского города Констанца. Как говорят в Пентагоне, это было сделано «для укрепления уверенности союзников США перед лицом агрессии России».

Уже известно, что американцы рассматривают возможность производства как минимум 194 истребителей F-22. Особо стоит отметить, что этот самолет — детище все той же Lockheed Martin, которая не отличается экономией бюджетных средств. Известно, что при производстве F-22 Raptor она многократно превысила утвержденную смету. Более того, этот истребитель создавался по фактическим затратам, в результате чего стоимость одной машины выросла со 150 млн долларов в начале действия программы до 411 млн долларов в конце. Дотошные американцы еще тогда подсчитали, что если бы F-22 делали бы просто в виде модели (без двигателей и авионики) из чистого золота, то это обошлось бы всего в 350 млн долларов. Такое сравнение повергло в шок тогдашнего главу Пентагона Роберта Гейтса, который вынужден был сначала в четыре раза сократить количество запланированных к производству самолетов, а потом и вовсе закрыть этот проект. В итоге вместо 749 F-22 Raptor Lockheed Martin выпустила всего 187 самолетов. Высокая цена этого истребителя не главный его недостаток. Куда важнее то, что он еще и непомерно дорог в обслуживании: один летный час F-22 стоит более 68 тыс. долларов. Это в два раза дороже, чем у F-15 и втрое больше, чем у легкого F-16. Но похоже, что никаких других вариантов, кроме возобновления производства F-22, у американцев сейчас нет.

Это решение не может не отразиться на мировом рынке боевых самолетов. И прежде всего на позициях, которые занимает там Россия. До сих пор все исследовательские агентства строили свои прогнозы на том, что в обозримой перспективе львиную долю рынка захватит именно F-35. Так, например, в Forecast International прогнозировали продажи этих истребителей на уровне 700–900 штук в ближайшие десять лет. Но уже ясно, что этому не бывать. Во-первых, F-35 до сих пор не готов, а сроки его доработки туманны. Во-вторых, в силу целого ряда причин у США есть обязательства по очередности поставок этих машин. Так, например, американцы взяли на себя обязательства не продавать F-35 арабским странам до тех пор, пока этими самолетами полностью не будут укомплектованы ВВС Израиля. А это произойдет не ранее чем через шесть лет. В результате с такими странами, как Кувейт и Катар США отказались сейчас заключать контракты на F-35, а взамен предложили поставки F-15 и F-18, которые относятся к четвертому поколению. Примерно так же обстоят дела с Японией. По новому графику первая партия F-35 для Японии будет построена только в 2021 году. Очевидно, что японцы предвидели такое развитие событий и еще несколько лет назад начали собственную программу по созданию истребителя пятого поколения X-2 Shinshin, который месяц назад совершил свой первый испытательный полет.

Безусловно, ни Катар ни Японию даже теоретически нельзя рассматривать в качестве потенциальных покупателей новейших российских истребителей. Но, например, целый ряд стран Азии, проводящих лояльную политику по отношению к США, на эту роль претендовать могут. Уже в самом ближайшем будущем некоторые из них увеличат закупки наших машин так называемого поколения 4++, а в перспективе наверняка разместят заказы и на машины пятого поколения Т-50. Сейчас проходят летные испытания уже шесть таких машин. Их принятие на вооружение ожидается в 2018 году. Но параллельно с этим идет и развитие российско-индийского проекта по созданию совместной машины на базе Т-50, которая в перспективе может поставляться традиционным партнерам наших двух стран. Это такие государства, как Вьетнам, Венесуэла, Индонезия, Алжир и ряд других. Кстати, последние две страны совсем недавно приняли решение закупить у России по одной эскадрильи Су-35 и Су-34.