Европейский прорыв

30 мая 2016, 00:00
До конца нынешнего года парк перевозчика CityJet увеличится в общей сложности на три самолета SSJ 100

На площадке в Венеции «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) и SuperJet International (SJI) торжественно передали первый лайнер SSJ 100 ирландской авиакомпании CityJet. Событие это во всех отношениях знаковое, поэтому и прошло оно с большой помпой. Как-никак речь идет о поставке нашего нового пассажирского самолета в Европу впервые за последние тридцать лет. «Это очень важный момент для нашей авиакомпании, он знаменует собой запуск масштабной программы обновления парка воздушных судов, — говорит глава CityJet Пэт Бирн. — SSJ — великолепный самолет, и мы с нетерпением ждем возможности познакомить с ним наших клиентов».

Напомним, что ирландцы после долгих раздумий остановили выбор на SSJ 100 еще осенью прошлого года. И понятно почему. Наш самолет потребляет в полете на 5% меньше топлива, чем новые конкурирующие лайнеры. В результате общая стоимость часа полета у него ниже. Но это еще не всё. Ставки аэропортовых сборов для SSJ ниже за счет меньшего взлетного веса машины — в среднем на 2,5 тонны в сравнении с конкурентами. Поэтому не удивительно, что руководство CityJet в октябре подписало соглашение с ГСС о приобретении в общей сложности 15 лайнеров с опционом еще на десять таких же машин. А уже несколько месяцев спустя ирландцы решили увеличить размер опциона до 16 SSJ 100. Как говорят в самой CityJet, такой шаг во многом обусловлен расширением географии полетов и интересом к SSJ 100 со стороны авиакомпаний-партнеров.

Таким образом, общая сумма сделки составит более 1 млрд долларов в ценах каталога, включая опцион и услуги по обслуживанию лайнеров. Уже известно, что техническим сервисом поставляемых по этому контракту самолетов будет заниматься SJI в течение как минимум 12 лет в рамках специально разработанной программы послепродажного обслуживания. Все воздушные суда, предназначенные для CityJet, изготавливаются в одноклассной конфигурации — на 98 мест. Предполагается, что в парке авиакомпании они со временем заменят все устаревшие британские Avro RJ85, которых сейчас насчитывается 18 штук. Эти самолеты оснащаются четырьмя двигателями и потребляют слишком много топлива — почти на 15% больше, чем SSJ 100.

По условиям контракта в нынешнем году CityJet получит три SSJ 100, а оставшиеся лайнеры будут переданы ей в 2017–2019 годах. Как сообщил глава ОАК Юрий Слюсарь, второй самолет ирландская авиакомпания получит в ближайшие две недели. А третий — в октябре нынешнего года.

По словам Бирна, новые самолеты его авиакомпания намерена эксплуатировать как самостоятельно, так и сдавать в так называемый мокрый лизинг (вместе с экипажами) другим авиаперевозчикам, в том числе своей бывшей материнской структуре Air France. Что же касается самой CityJet, то новые российские лайнеры она намерена поставить на рейсы из Дублина и Корка во Францию и Хорватию. А в будущем — расширить свою маршрутную сеть за счет полетов в скандинавские страны и Италию из второго базового аэропорта авиакомпании — Лондон-Сити.

«Сделка с CityJet стала возможна не только благодаря тесному сотрудничеству российских и итальянских коллег, но и существенной поддержке, которую оказало проекту наше правительство, — говорит Юрий Слюсарь. — Ключевую роль здесь сыграло то, что у нас была создана эффективная система стимулирования высокотехнологичного экспорта с участием Внешэкономбанка и Российского агентства по страхованию экспортных кредитом. Именно благодаря этому CityJet были предложены наиболее выгодные и конкурентоспособные условия приобретения самолетов».

Заметим, что впервые похожую схему ГСС и ее итальянские партнеры использовали при реализации еще одного крупного контракта — на поставку наших новых самолетов мексиканской авиакомпании Interjet, которая заказала в общей сложности 30 SSJ. Из них 22 лайнера уже эксплуатируются, причем весьма эффективно. Так, по итогам прошлого года месячный налет одного SSJ 100 в парке Interjet в среднем составлял около 180 часов. Однако в пиковые дни ноября 2015 года российская машина летала более 16 часов в сутки, или 480 часов в месяц. При этом, согласно отчету мексиканцев, такой показатель, как готовность самолета к вылету, у SSJ превышает 99%, тогда как у магистральных лайнеров Airbus A320 — только 98%.

Иными словами, статистика налета новых российских самолетов вплотную приблизилась к показателям западных воздушных судов регионального класса, например таких, как Bombardier CRJ 700/900/1000. У них он составляет в среднем 219 часов в месяц, хотя эти лайнеры находятся в эксплуатации значительно дольше, чем SSJ. Что же касается сравнения с магистральными машинами, то российский самолет, безусловно, уступает им по налету, так как эксплуатируется на более коротких маршрутах. Но при этом в ряде случаев выигрывает у них по эффективности и технической надежности. Российские авиакомпании смогли достичь показателей эксплуатации SSJ 100, схожих с мексиканскими. Так, например, у «Якутии» за прошлый год налет составил 193 часа в месяц, а у Red Wings — 170 часов. При этом рекордными месяцами в прошлом году для Red Wings стали июль и август, когда налет превысил 286 и 263 часа соответственно. Что же касается «Якутии», то с начала этого года среднемесячный налет SSJ в этой авиакомпании уже перевалил за 220 часов.

Сами авиаперевозчики уверяют, что увеличение налета парка SSJ — лишь дело времени. Правда, для этого необходимо наладить эффективное послепродажное обслуживание (ППО) лайнеров. «В наших условиях абсолютно реально добиться среднемесячного налета на SSJ 250–270 часов, — говорит замгендиректора “Якутии” Павел Удод. — С улучшением системы послепродажного обслуживания и повышением эффективности работы пула запчастей мы надеемся достичь этих показателей в течение ближайших двух лет». Собственно, отладка системы ППО уже идет полным ходом. На Западе с техническим сервисом все проблемы уже решены. Еще в апреле ГСС и Interjet подписали соглашение о создании СП, которое в числе прочего предполагает создание центра обслуживания российских лайнеров в Северной, Центральной и Южной Америке.

В России в аэропорту Шереметьево создан базовый склад запчастей к SSJ для послепродажного обслуживания этих лайнеров, которые эксплуатирует «Аэрофлот». Как говорят в самом «Аэрофлоте», наполнение этого склада запчастями составляет более 90%. И это уже принесло свои плоды. Каждый год налет SSJ в парке нашего национального перевозчика повышается в среднем на 15%.

Согласно бизнес-плану ГСС, в ближайшие 16 лет производитель самолетов намерен потратить на НИОКР и капитальные затраты по послепродажному обслуживанию порядка 75 млн долларов. Эти средства пойдут в том числе на формирование так называемого проактивного склада запчастей, который должен будет наполняться на основании реально накопленной статистики отказов тех или иных узлов и агрегатов. Это позволит выстроить приоритет наиболее востребованных позиций и резко увеличить скорость выдачи нужных изделий эксплуатантам наших новых самолетов.