О словах и делах в русской словесности

Я люблю слушать, как выступает министр образования Ливанов. Вот только что выпал такой случай на Первом съезде Общества русской словесности. Министр был бодр и безупречно оптимистичен; он доложил собравшимся, что дела с обучением русской словесности идут превосходно. Принимаются (после широчайшего общественного обсуждения!) нормативные документы, регламентирующие все стороны процесса: программы для основной школы и для старшей, стандарты для ученика и стандарты для учителя, концепции, планы и ещё, и ещё что-то. Русский язык и литература выделены в отдельную предметную область; в школу вернулось сочинение; начата кампания повышения квалификации словесников; пополняются школьные библиотеки; дети стали читать больше — и так далее, и так далее. Ни тучки на горизонте!.. Только вот незадача: собравшиеся на съезд твёрдо знали, что с преподаванием словесности в школе всё настолько хорошо, что президент Российской Федерации счёл необходимым обратиться к Патриарху Московскому и всея Руси с просьбой организовать и возглавить Общество русской словесности, чтобы попробовать хоть что-нибудь с этим сделать. Если бы собравшиеся этого твёрдо не знали, они бы наверно поверили министру, как всё замечательно. Впрочем, ему всё равно аккуратно похлопали: министр же. Начальство.
Вообще-то иные пункты министерской речи не вполне понятны без комментариев. Например: вернулось в школу сочинение? Да; только вернулось оно не само и не по воле реформаторского Минобра, а по недвусмысленному приказу Путина. Выполнить приказ было трудно: сочинение идёт прямо поперёк всего, что делалось в школе последние десять лет. Делать нечего — вернули как умели. Воткнули «выпускное сочинение» как-то косо, посреди зимы, на птичьих каких-то правах: не экзамен, а зачёт (который получают все поголовно); какой-то, видите ли, допуск к ЕГЭ, будто к ЕГЭ можно не допустить… Результат наблюдается соответствующий: очередная стыдобища. Можно за две минуты отыскать в интернете какие-нибудь темы выпускных сочинений в царской гимназии или даже темы выпускных сочинений брежневской эпохи; отыскать — и сопоставить с тем, что происходит теперь. Когда за великое достижение выдаётся, что человек написал целых двести пятьдесят слов (это меньше полустранички) на тему такого примерно типа: «Временное и вечное в нашей жизни» или «Согласны ли Вы с утверждением о том, что чтение учит думать?»*... Такое сочинение неплохо описывается формулой «он у нас уже головку держит»; но речь-то идёт о выпускниках школы — о взрослых людях! Словом, галочкой возле пункта «вернуть сочинение» подтверждено право отечественной школы и дальше не учить детей ни читать, ни писать, ни думать.
№22 (989)
30 мая 2016 - 5 июня 2016 В номере: Главное Главная новость Повестка дня Разное Русский бизнес Экономика и финансы Наука и технологии Политика Культура Потребление Недвижимость Повестка дня- Коротко
- Цены: бензин подешевел, но не везде
- Сенатор Лисовский не смог поссорить торговые сети с поставщиками