Сенатор Лисовский не смог поссорить торговые сети с поставщиками

30 мая 2016, 00:00

Сергей Лисовский в свое время сам претерпел от сетей: они нашли более дешевых поставщиков куриного мяса, чем его птицефабрика 06-01.jpg РИА НОВОСТИ
Сергей Лисовский в свое время сам претерпел от сетей: они нашли более дешевых поставщиков куриного мяса, чем его птицефабрика
РИА НОВОСТИ

Сенатор Совета Федерации и бывший аграрий Сергей Лисовский наделал шуму, направив в отраслевые союзы производителей пищевой продукции письмо с призывом «дать "симметричный и молниеносный" ответ "пасквилю" сетей», имея в виду ритейлеров. Причиной такой реакции стала презентация позиции Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) в отношении новых поправок в закон «О торговле», которую председатель этой организации Илья Ломакин-Румянцев представил в Комитете Госдумы по экономической политике и инновационному развитию. В частности, он пояснил, что АКОРТ поддерживает инициативу снижения вознаграждения торговым сетям со стороны поставщиков с нынешних 10 до 5% от суммы проданного товара. АКОРТ также поддерживает компромисс по снижению отсрочек платежа до 8 (вместо 10), 25 (вместо 30), и 40 (вместо 45) дней для товаров с разными сроками годности. Единственное, с чем из новых поправок в закон «О торговле» не согласны ритейлеры, — с включением в пятипроцентное вознаграждение расходов на продвижение товара (на рекламирование продукции самими торговыми сетями). Однако сенатор бурно на это отреагировал, назвав презентацию АКОРТ «брошюрой-пасквилем, в которой утверждают, что принятие поправок обернется обязательным ростом розничных цен». «На самом деле все эти махинации и искажения преследуют одну цель: не допустить ущемления интересов торговых сетей и уменьшения их вознаграждения», — считает Лисовский. Более того, сенатор упрекнул самих производителей в пассивности: «При бездействии, казалось бы, заинтересованных производителей создается впечатление, что поправки интересуют только депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации», — гневается он в своем послании аграрным союзам, призывая их оказать ему информационную поддержку в этом вопросе.

«Поставщиков не надо противопоставлять торговым сетям, с которыми почти все отраслевые ассоциации ежедневно ведут диалог на протяжении многих лет, и мы уже договорились по ключевым позициям поправок в закон “О торговле”, — заявил “Эксперту” руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. — Это очень тонкая тема, конфронтация здесь никому не нужна, поскольку от развития торговых сетей зависит и развитие производственного бизнеса».

Впрочем, Юшин согласен, что ритейлеры отчасти сами стали виновниками того, что им сейчас «закручивают гайки»: «Мы давно говорили, что фальшивые промоакции и излишнее затягивание сроков оплаты за товар выйдет боком им самим, потому что этот бизнес во многом социальный, а добиваться рано или поздно справедливости у нас научились».

С наиболее болезненным для производителей вопросом о сокращении сроков оплаты за товар торговые сети пусть не сразу, но согласились. Ритейлеры признали, что каждый день отсрочки платежа приводит к вымыванию оборотных средств и снижению темпов роста производства. Скажем, сокращение срока оплаты всего на пять дней (за каждую партию) в условиях дефицита оборотных средств прибавит среднестатистическому предприятию почти месяц-два производственного цикла по итогам года. Сейчас нередко производители того же молока со сроком годности в десять дней получают оплату в течение 45 дней, что снижает оборот денег почти в четыре раза. Сенатор Лисовский также упрекает торговые сети в затягивании принятия поправок в закон «О торговле», однако в АКОРТ поясняют, что оно им не выгодно: промедление обернется для них сокращением периода перехода к новым правилам.