Хорошо темперированная читка

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура журнала «Эксперт»
6 июня 2016, 00:00

Современный читатель в удовлетворении своих интеллектуальных запросов ограничен только временем. Других преград в новой технологической реальности не осталось

АЛЕКСАНДРА СТОРОНКИНА
Автор книжного блога snowrowans Александра Сторонкина

С тех пор как Стивен Кови сформулировал навык «Не забывай заточить пилу», подразумевая под этим необходимость в «постоянном, непрекращающемся обучении, тренирующем ум и расширяющем кругозор», прошло больше четверти века. Но «Семь навыков высокоэффективных людей», изданные «Альпиной Паблишер» в 2005 году, до сих пор не покидают списка бестселлеров. В течение десяти лет продано свыше полумиллиона экземпляров. За это время идея, что чтение книг — один из доступных форматов обучения — можно расценивать как самую выгодную инвестицию в себя, позволяющую «обновить четыре измерения человеческой натуры: физическое, духовное, интеллектуальное и социально-эмоциональное», глубоко проникла в массовое сознание и уже почти не идентифицируется с ее автором. В условиях книжного изобилия читателю приходится искать ответы на три вопроса: «Что читать? Как себя заставить? Когда найти время?»

Что почитать?

Последние десять лет мы наблюдаем радикальную трансформацию книжного рынка, который адаптируется к изменившимся правилам игры. Современные технологии создали новые каналы доставки книг к читателю. Теперь он почти никаким образом не ограничен в удовлетворении своих интересов. Книжная индустрия способна предоставить ему любую книгу в любой точке земного шара. Поэтому несмотря на то что число книжных магазинов и количество издаваемых книг сокращаются, Сергей Рубис, директор редакции № 1 издательства «Эксмо», оценивает динамику потребления книг как положительную: «Сейчас, для того чтобы получить доступ к почти неограниченному количеству текстов, достаточно иметь смартфон, который люди, как правило, всегда носят с собой. Они могут начать читать книгу и продолжить ее чтение где угодно и когда угодно: стоя в очереди, в метро, в ожидании кого-либо. Сегодня читатель может найти для себя книгу на любой вкус. Современный книжный рынок способен удовлетворить все его интеллектуальные потребности. Это естественным образом сложившаяся рыночная ситуация. Издательствам нужно только приложить дополнительные усилия, соответствующим образом маркируя книгу через ее оформление и описание, чтобы читатель мог найти ее в книжном потоке».

 46-02.jpg ЕВГЕНИЯ НЕЧАЕВА
ЕВГЕНИЯ НЕЧАЕВА

Взрывное распространение смартфонов привело к бурному увеличению продаж электронных книг. В отличие от бумажных, этот формат позволяет потребителю почти мгновенно реализовать спонтанно возникшее желание купить книгу. Число российских читателей, выбиравших электронные книги, в четвертом квартале 2015 года составило 10 млн человек, что на 36,7% больше, чем за аналогичный период 2014-го. По словам генерального директора компании «ЛитРес» Сергея Анурьева, «в 2015 году значительно выросла доля покупок с мобильных устройств — до 48,3  процента. В среднем наш клиент за полгода прочитывает семь электронных книг, в подписной модели открывается пять книг ежемесячно. Сравнение с данными по покупкам печатных экземпляров (четыре-пять книг в год) говорит само за себя». 20% от общей выручки розничного направления составляют аудиокниги — формат, переживающий сегодня коммерческий ренессанс. И это притом что из 140 тыс. наименований на них приходится всего 6 тыс., а цена аудиокниги выше. В среднем она стоит 180 рублей, тогда как обычная электронная книга — 130. По прогнозам Сергея Анурьева, в 2016 году объем российского рынка электронных книг достигнет 3 млрд рублей.

Тем, кто предпочитает экономить на покупке книг, проект «ЛитРес: Библиотека» позволяет получить бесплатный доступ к 250 тыс. книг в традиционном для библиотеки формате: количество экземпляров ограничено и, как только срок выдачи книги заканчивается, ее нужно запрашивать заново. Запись в «ЛитРес: Библиотеку» происходит с минимумом формальностей: для этого нужно лишь прийти в библиотеку, участвующую в проекте, назвать имя и фамилию и получить читательский билет с кодом доступа. С мая 2015 года по май 2016-го проект привлек на 257% уникальных активных читателей больше, чем за аналогичный период 2014–2015 годов. По словам коммерческого директора компании «ЛитРес» Владимира Дмитриева, сейчас их около 9 тыс. человек: «На руках у читателей в каждый момент времени находится в среднем 16,5 тысячи экземпляров, что вдвое больше, чем в прошлом году. В общей сложности к нам подключено уже три тысячи библиотек». В конце 2015 года заработал проект «ЛитРес: Иностранка», к которому присоединились 152 библиотеки. В рамках новой модели работы с читателем они выдают около 1,7 тыс. книг в неделю из общего фонда в 125 тыс. доступных экземпляров, каждый из которых может быть предоставлен сразу нескольким читателям. За полгода в рамках проекта «ЛитРес: Иностранка» было совершено 7,2 тыс. книговыдач для 3,2 тыс. активных читателей.

Новый ресурс для распространения бумажных книг — онлайн-продажи — ограничен возможностями «Почты России», но и здесь наблюдается постоянный рост. Как утверждает Алексей Кузменко, руководитель книжного направления Ozon.ru, среднегодовые темпы роста книжных продаж крупнейшего онлайн-магазина составляют порядка 20%: «За последние пять лет продажи бумажных книг на Ozon.ru устойчиво показывают положительную динамику, и это несмотря на негативный в целом тренд развития отечественного книжного рынка, связанный с отраслевыми проблемами, такими как снижение количества книжных магазинов, падение тиражей, сокращение выпуска количества наименований, большая доля пиратства и так далее. Онлайн-продажи практически единственный канал распространения традиционных бумажных книг, который растет в стоимостном и натуральном показателях». Но и среди традиционных магазинов ситуацию нельзя назвать безнадежной. Ведущая в России книготорговая сеть «Читай-город», входящая в объединенную розничную сеть «Новый книжный — Буквоед», которая сопоставима по количеству магазинов с главными мировыми книготорговыми сетями, только в 2015-м открыла 82 книжных магазина. По данным на февраль этого года, у нее насчитывалось 350 магазинов в 115 городах России. До конца года должны открыться еще 60–70 объектов книжной торговли.

Как себя заставить?

Руководство издательство МИФ, один из продуктов которого — корпоративная библиотека, включающая в себя несколько сотен целевым образом подобранных книг, считает, что, возможно, самым мощным мотивационным инструментом, заставляющим сотрудника компании взяться за чтение, является рассылка информации о том, какую книгу прочитал ее генеральный директор. Так она автоматически попадает в категорию “must read” для всех его подчиненных. Помимо этого можно объявить ту или иную книгу «библией компании» и «книгой недели». МИФ рекомендует дарить книги после обучающих тренингов, на праздники, в качестве поощрения и без повода. Также технологии вовлечения включают в себя создание книжного клуба, написание рецензий, проведение конкурса фотографий «Покажи свою библиотеку». Минимальное рекламирование книг, рекомендуемых для чтения, в офисе компании и на ее сетевых ресурсах может, по оценке издательства, повысить востребованность текстов на 60%. По словам Самера Фатайри, руководителя отдела аналитики сервиса для чтения Bookmate, новые технологии диктуют и новую стратегию выбора книги: «Лишь половина книг, которые начинают читать наши пользователи, добавляются через прямой поиск, остальные находят через рекомендации от друзей и книжные полки экспертов и тематических сообществ. Технологии открывают новый способ потребления книг — своеобразный книжный серфинг вместо поиска конкретных произведений».

 46-03.jpg ЕВГЕНИЯ НЕЧАЕВА
ЕВГЕНИЯ НЕЧАЕВА

Читатели, зарегистрированные на рекомендательном сервисе LiveLib в рамках акции «Книжный вызов», публично объявляют количество книг, которые они готовы прочитать в течение года. По словам Романа Петрова, руководителя LiveLib, в прошлом году свыше 4 тыс. читателей LiveLib прочитали более ста книг: «Для нас загадка, откуда некоторые люди находят время на такие объемы чтения. Мы можем только утверждать, что уважаемые читатели LiveLib никогда не добавят к себе в коллекцию книгу, которую на самом деле они не прочли, а значит, есть люди, которые буквально живут чтением и тратят на него все свое свободное время. При этом средний читатель LiveLib предпочитает бумажные книги, хотя проникновение электронных книг становится уже заметным. Тут свою роль играют два фактора: ”электронку” удобно читать в дороге, так как самый большой гаджет весом и объемом существенно уступает среднестатистической бумажной книге. Второй фактор — финансовые обстоятельства: электронные книги примерно в два раза дешевле бумажных».

 46-04.jpg ЕВГЕНИЯ НЕЧАЕВА
ЕВГЕНИЯ НЕЧАЕВА
 46-05.jpg ЕВГЕНИЯ НЕЧАЕВА
ЕВГЕНИЯ НЕЧАЕВА

Когда найти время?

В числе тех, кто читает не меньше ста книг в год, тринадцатилетний Егор Кузнецов — автор книжного блога spector717 с числом подписчиков свыше 5 тыс.: «Моя норма — не менее десяти книг в месяц. Иногда я ее выполняю, иногда перевыполняю. Никакой особой техники у меня нет. Естественно, интересные фрагменты текста я читаю более внимательно, обдумывая прочитанное. При этом ставлю себе цель за час читать не менее 60 страниц и не прерываться, пока не дочитаю до конца главы. Конечно, время организовать мне бывает нелегко, но я стараюсь следовать принципу: читать всегда, читать везде». Фрилансер Ольга Нестерова — автор книжного блога в Istagram olga_depeche, у которого свыше 10 тыс. подписчиков: «Я не смотрю телевизор, за редким исключением, и свободное время предпочитаю проводить с книгой. Всегда читаю перед сном. Если книга захватывающая, могу и до глубокой ночи засидеться, и даже заснуть в обнимку с книгой. В общественном транспорте тоже всегда с книгой, пусть даже это час пик в московском метрополитене. Плюс ко всему у меня высокая скорость чтения. Но речь не идет ни о каком скорочтении, которое, на мой взгляд, неуместно для художественной литературы». Самер Фатайри, руководитель отдела аналитики сервиса для чтения Bookmate, поясняет: «Классическое сочетание “книга—кресло—плед—торшер” сегодня превратилось в недоступную для большинства горожан роскошь — как и вся наша жизнь и занятия, чтение становится более фрагментированным. Люди читают Bookmate короткими сессиями (примерно по 14 минут) в среднем более часа в день (66 минут). Пики чтения логично приходятся на утро (восемь-девять утра, когда наши читатели предположительно едут на работу) и на вечер (21–23 часа, перед сном). Между утром и вечером — чтение буквально урывками по две—десять минут в транспорте, в очереди и так далее». Еще одну особенность современных практик чтения книг, связанную с тем, что время на него ограничено, отмечает главный редактор рекомендательного сервиса ReadRate Анна Бабяшкина: «Электронные книги легче ”продегустировать” и легче отказаться от чтения текста, если он не увлек или автор “сдулся” по ходу повествования. Открыть другую книгу на ридере — дело секунд, это не то же самое, что пойти в магазин и купить новую бумажную книгу (или снять с полки). Для успешных бестселлеров уровень дочитывания в 62 процента от открывших книгу — это хороший показатель, который, как правило, обеспечивает позитивный рейтинг на читательском сервисе и благожелательное сарафанное радио. Неуспешные книги теряют более 60 процентов читателей на первых ста страницах. Провальные произведения теряют все 90 процентов читателей на первых ста страницах».

Стивен Кови сформулировал для поколения начала третьего тысячелетия идеологическую основу, которая заставляет его тратить время на книги, отрывая его от других, иногда более увлекательных, занятий. Идея, что, владея навыком составления поисковых запросов, совсем не обязательно принуждать себя тратить время на освоение новых знаний, тоже себя исчерпала. Иллюзия всезнания, которую дает интернет, начинает рассеиваться. Ее постепенно замещает традиционная концепция — что только информация, оказывающаяся внутри нашего сознания, то есть та, которую мы запоминаем, меняет нас в ту или иную сторону, одновременно помогая нам взаимодействовать с миром. Мы воспринимаем его через те аналогии, которые есть у нас в памяти, и чем больше этих аналогий, тем богаче наша интерпретация увиденного, тем больше нюансов мы способны отследить.

 46-06.jpg
 46-07.jpg
 46-08.jpg
 46-09.jpg
 46-10.jpg