Сага о Кацеленбогенах

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура журнала «Эксперт»
6 июня 2016, 00:00

Книга объединяет три сочинения Александра Мелихова, написанные им за последние 20 лет. В ней мы можем не только наблюдать за судьбами героев, но и проследить творческий путь автора. Опубликованное в «Новом мире» в первой половине девяностых «Изгнание из рая» показывает, что автор тогда еще находился под сильным влиянием «Четвертой прозы» Мандельштама, в которой детали, мысли, метафоры важнее сюжета. Мелихов сосредоточен на эмоциональном восприятии действительности североказахстанского поселения, представлявшейся ему не чем иным, как Эдемом, в котором нет разделения на национальности и никто даже в чрезвычайных обстоятельствах не нарушает интернациональную идиллию. Мы видим мир глазами мальчика, воспринимающего его в розовых тонах, он принимает действительность такой, как есть, не подозревая о существовании другой реальности. Что удивительно, он счастлив. Одновременно мы слышим голос взрослого человека, который, уже познав другую реальность, продолжает тосковать по этому утраченному раю. Для автора настолько важна эта мысль, что он повторяет ее из раза в раз, не заботясь о стилистической гармонии.

Во второй книге Мелихов переключается в иной регистр: он возвращается в прошлое, предшествовавшее райскому бытию, и создает образ отца. Мы видим выдающуюся работу: автор сумел воссоздать реальность, с которой ему самому не приходилось соприкасаться. И здесь мы тоже слышим монолог взрослого, перемежающийся вкраплениями оценивающих реплик его сына. И он не менее убедителен, чем монолог повзрослевшего мальчика из первой книги, но теперь мы уже можем следить за развитием сюжета: автор очень тонко и достоверно создает психологический мир человека, попавшего под каток сталинский репрессий.

Третья книга важна как финал: судьба не позволяет герою реализовать заповедь «око за око». Вместо этого она словно иронизирует над ним — все как в жизни.