Камеры наводят порядок

13 июня 2016, 00:00

В российских регионах полным ходом идет реализация программы «Безопасный город». В Кабардино-Балкарии применение новейших ИТ-решений при участии компаний «Ростелеком» и AT Consulting уже привело к заметным результатам в плане повышения безопасности жителей республики

ПРЕДОСТАВЛЕНО КОМПАНИЕЙ AT СONSULTING
Аслан Бештоков: «В результате внедрения системы число погибших в ДТП в Кабардино-Балкарии сократилось на 40 процентов»

Видеокамеры и прочие «умные» устройства, которые следят за скоростью на дорогах, порядком на улицах и ситуацией на промышленных объектах, становятся все более привычным элементом развития российских мегаполисов. Они появляются в первую очередь благодаря внедрению аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». Его развитие в республике Кабардино-Балкария вступает в новую фазу. В июне этого года в регионе должны в полной мере заработать новые элементы «Безопасного города», которые включают в себя почти две сотни камер наружного видеонаблюдения на улицах, около восьми десятков комплексов автоматического слежения на дорогах, полтора десятка терминалов экстренной связи с полицией и многое другое. Генеральным подрядчиком проекта в Кабардино-Балкарии стала компания «Ростелеком», основным технологическим партнером — компания AT Consulting. Об особенностях реализации проекта и о его предварительных результатах «Эксперту» рассказывает Аслан Бештоков, заместитель председателя Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по транспорту и связи.

— Аслан Мухамедович, что сейчас представляет собой программа «Безопасный город» в Кабардино-Балкарии?

На сегодняшний день сеть систем и комплексов программы охватывает территорию всех городских округов и муниципальных районов республики. Она включает в себя 198 камер наружного наблюдения, 76 комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД, 14 терминалов экстренной связи «Гражданин — Полиция». В рамках программы автоматизированы три единых дежурно-диспетчерских службы (ЕДДС) и десять дежурно-диспетчерских служб (ДДС), где внедрено специальное программное обеспечение, а также появились так называемые автоматизированные рабочие места (АРМ). Система автоматизации фиксирует все обращения и сигналы, обеспечивает их обработку через АРМ в режиме «одного окна» и позволяет специалистам оперативно доводить информацию до соответствующих служб экстренного реагирования, таких как бригады скорой помощи, пожарные, полиция и прочее. Для надежного хранения и последующей обработки видеопотоков и данных фото- и видеофиксации в республике также развернуты 14 локальных центров обработки данных (ЦОД).

— С чем связано появление «Безопасного города» в Кабардино-Балкарии, в чем основная цель проекта?

— Основная цель — создание комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения во всех сферах начиная от предотвращения уголовных преступлений и террористических угроз и заканчивая дорожно-транспортными происшествиями, отслеживанием чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. Хочется отметить, что мы этим вопросом в республике занимаемся достаточно давно — еще после того, как в 2007 году Владимир Путин провел Госсовет в Ростове-на-Дону, дал соответствующие поручения. Тогда мы начали с того, что создали ситуационный центр, оснастили основные улицы Нальчика камерами с фото- и видеофиксацией нарушений. Однако из-за отсутствия финансирования, в последующие годы это направление не получило должного развития.

В 2012 году мы разработали республиканскую целевую программу под названием «Безопасная республика». Мы восстановили уже существующие системы и начали наращивать их число, но темпы развития нас не устраивали. Для реализации проекта мы рассматривали разные варианты партнерства с различными известными ИТ-компаниями. В результате в прошлом году, а точнее, в конце октября по результатам открытого конкурса заключили контракт с компанией «Ростелеком», которая уже в конце июня должна сдать нам все ключевые объекты.

Почему выбрали партнером именно «Ростелеком»?

— Не секрет, что в нашей республике бюджет дотационный, сейчас в разгаре экономический кризис, поэтому найти средства для реализации программы было непросто. Мы рассматривали разные варианты сотрудничества и финансирования программы, в том числе государственно-частные партнерства, концессионные соглашения. Сотрудничество с «Ростелекомом» помимо высокого уровня компетенций этой компании оказалось для нас очень привлекательным с точки зрения финансирования. По сути, «Ростелеком» финансирует создание всего проекта, а республика расплачивается с компанией на протяжении пяти с половиной лет начиная с этого года. Получается такая рассрочка платежей. Первый этап работ заключался в установке комплексов фото- и видеофиксации нарушений ПДД, штрафы от которых в полном объеме идут в республиканский бюджет. То есть работы по контракту еще не закончены, а деньги к нам уже поступают, и в том числе с помощью этих средств мы можем оплачивать установку всех систем.

Что можно сказать о других компаниях, помимо «Ростелекома», с которыми вы сотрудничаете в рамках проекта?

— Да, «Ростелеком» стал нашим генеральным подрядчиком. Он обеспечил инвестиции, в частности проложил порядка 80 километров волоконно-оптических линий. А исполнительным подрядчиком стала компания АТ Consulting. Они предложили передовые решения и в плане аппаратных средств, и в плане программного обеспечения. Нам с этими компаниями работать комфортно. Благодаря им внедренная у нас система является одной из самых передовых в стране, есть даже оригинальные решения в мировом плане.

И в чем оригинальность внедренных ИТ-решений?

Не секрет, что многие водители пользуются «антирадарами», которые позволяют избегать объективного замера скорости. Поэтому сейчас наряду со стандартными камерами мы внедряем средства измерения скорости на определенных отрезках дороги, что является очень действенным способом, чтобы определить реальную скорость движущихся машин. Также мы внедряем новейшее программное обеспечение, которое даже в мире не везде есть. Речь идет о своеобразном «искусственном интеллекте», когда компьютеры могут очень быстро и точно обрабатывать и анализировать поступающую с камер информацию. Например, система может распознать в толпе человека по имеющейся в базе фотографии с паспорта, причем даже в случае, если это фото сделано, скажем, десять лет назад. По нашим данным, в России и большинстве стран мира у такой системы нет аналогов, есть только в Южной Корее и Великобритании.

Насколько эффективными оказались меры по внедрению аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в вашей республике?

Эти результаты достаточно ощутимы. Компания AT Consulting реализовала первый этап по внедрению 31 из 76 комплексов фиксации нарушений на дорогах 25 декабря 2015 года. И за этот относительно короткий срок мы имеем заметные изменения по статистике. Согласно официальным подсчетам, за первый квартал текущего года число ДТП в республике сократилось на 12%, число раненых — на 25%, погибших — на 40%. При этом хочется отметить, что впервые за долгий период в нашей республике в течение одного квартала не было раненых и погибших детей на дорогах. Это мы также связываем с появлением камер и систем наблюдения.

А что можно сказать об изменении статистики в плане уголовных преступлений?

— По раскрываемости преступлений за первый квартал у нас пока нет официальной статистики, мы ее запросили и ждем. По предварительным оценкам, уровень уличной преступности в местах установки камер снизился на 60 процентов. То есть, повторюсь, результаты весьма заметные. И это при том, что еще не все элементы комплекса «Безопасный город» заработали в республике на полную мощность. Когда начнут действовать, скажем, все 76 комплексов фиксации нарушений на дорогах, мы ожидаем еще большего снижения числа аварий.

Какие существуют ближайшие планы по развитию комплекса «Безопасный город» в республике?

— В ближайшее время мы планируем распространить деятельность проекта «Безопасный город» на 13 муниципальных формирований и городских округов. Для этого мы создали, так скажем, «скелет»: проложены быстрые волоконно-оптические линии связи, стоят локальные серверные станции, налажены автоматические рабочие места. Данные с камер, комплексов «Гражданин—Полиция» и прочих элементов системы заводятся в единые дежурно-диспетчерские службы. Наша ближайшая задача —поставить для обработки всей этой информации единую интеграционную платформу. Таким образом, мы создадим единые центры оперативного реагирования в каждом муниципальном районе. При этом все данные будут выводиться в наш большой ситуационный центр в Нальчике. Здесь у нас поставлена большая серверная, есть место для круглосуточного дежурства специалистов.

В целом у нас есть план развития системы «Безопасный город» в республике не только до 2020 года, но и на более длительную перспективу. И мы считаем, что развитие этой программы имеет большое значение для социально-экономического развития региона. В результаты работы этой системы снижается число аварий на дорогах, страдает меньше людей, предотвращаются различные происшествия, последствия которых, в том числе и экономического характера, минимизируются. Также хочется отметить, что в рамках проекта мы наладили хорошее сотрудничество с такими компаниями, как «Ростелеком» и AT Consulting, и надеемся, что оно продолжится.