О ключевых источниках роста агропромышленного комплекса России

13 июня 2016, 00:00
Елена Скрынник*

Решение правительства продлить продовольственное эмбарго до конца 2017 года — важный сигнал для российских сельхозпроизводителей, подтверждающий системность реализации стратегических задач импортозамещения и развития внешней торговли. Именно такой подход заложен в Экспортной продовольственной доктрине, разработанной Международным независимым институтом аграрной политики. Обозначенный среднесрочный горизонт планирования позволяет сверстать новые инвестиционные бюджеты под новые амбициозные цели. Тем более что для этого есть все основания: комплексная поддержка государства, устойчивая динамика развития отрасли, благоприятная конъюнктура рынка.

Сегодня наша страна занимает пятое место в мире по объемам производства сельхозпродукции и по объему экспорта. К примеру, если в 2009 году мы производили 2,1 млн тонн мяса птицы и импортировали 910 тыс. тонн, то по итогам 2015 года — 6 млн тонн и 200 тыс. тонн соответственно. В целом рост выпуска продукции АПК за десять лет составил 40%. С 2010 года в полтора раза увеличился экспорт зерновых — с 20 до 30 млн тонн.

Повысить динамику экспорта в текущих благоприятных для внешней торговли экономических условиях позволят новые меры государственной поддержки. Среди них подписанный президентом Владимиром Путиным закон об упрощении порядка возврата НДС экспортерам.

В целом сложившиеся для российских экспортеров конкурентные преимущества дают нам уникальный шанс стать лидером на глобальном рынке продовольствия.

Приоритетные направления работы понятны: импортозамещение, глобализация экспорта, повышение качества жизни на селе. Вопрос в том, как эффективно реализовать поставленные задачи, за счет каких базовых механизмов. Именно на этом я остановлюсь подробнее.

Первый и самый главный механизм развития — инвестиции, привлечение которых может осуществляться на основе государственно-частного партнерства. Преимущества такого подхода очевидны: средства расходуются под двойным контролем, снижаются административные барьеры, бизнес получает дополнительные гарантии возврата вложенных средств. В результате повышается эффективность работы сельского хозяйства, его конкурентоспособность.

Форсировать процесс привлечения инвестиций в сельское хозяйство позволит создание единой федеральной информационной системы инвестиционного потенциала АПК. В ее основу должны быть заложены следующие элементы: продовольственные балансы спроса и предложения сельхозпродукции в разрезе регионов, перечень государственных преференций бизнесу, данные об основных игроках локальных рынков, ценовые котировки, прогнозы развития базовых подотраслей.

Внедрение такой системы гарантированно упростит работу российских и зарубежных инвесторов, значительно усилит инвестиционную привлекательность аграрной сферы.

В свою очередь федеральные и региональные ведомства повысят эффективность работы с частным капиталом, уровень межотраслевого взаимодействия.

Второй важный фактор обеспечения стабильного роста АПК — жесткий контроль за освоением бюджетных средств, их адресным использованием. Недопустима финансовая практика «тонкого слоя» — поддержка максимального количества проектов в ущерб их качеству. Цель — сконцентрировать денежные потоки на прорывных направлениях, обладающих кумулятивным эффектом развития.

Одним из действенных способов добиться корреляции между выделением средств и их оптимальным использованием может стать такой инструмент оценки, как рейтинг эффективности регионов в сфере АПК.

Третий ключевой источник повышения продуктивности аграрного сектора — развитие научно-технологической базы. В ряде подотраслей АПК России есть успешные примеры внедрения отечественных инновационных разработок, однако лидерство в агротехнологиях сегодня принадлежит иностранным компаниям. Чтобы добиться независимости от политики ключевых игроков в этой сфере, нашей стране необходимо использовать общемировую практику приобретения перспективных инновационных компаний. Использование прорывных технологий не просто вопрос обеспечения конкурентных преимуществ экономики страны, а ее национальной безопасности.

К четвертому базовому условию роста сельского хозяйства можно отнести интеграционный ресурс межгосударственного взаимодействия. Например, использовать потенциал стран — участниц Евразийского экономического союза: Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии. На сегодня общий объем взаимной торговли продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем в рамках ЕАЭС составляет около 7 млрд долларов.

Российский экспорт основных видов продовольствия в страны союза ежегодно увеличивается. В частности, рост объемов поставок пшеницы в 2015 году составил 30% к уровню 2014 года, мяса — более 50%.

Учитывая интеграционные процессы в ЕАЭС, предусматривающие в перспективе создание общей зоны свободной торговли со странами АСЕАН, необходимо создать единый реестр инвестиционных проектов развития экспорта сельхозпродукции.

В целом структурирование торговли со странами ЕАЭС будет способствовать выработке оптимальных подходов к реализации Экспортной продовольственной доктрины.

*Министр сельского хозяйства РФ в 2009–2012 годах.