Правильная аналитика

13 июня 2016, 00:00

Растущий объем информации нужно оперативно анализировать. И сейчас в мире растет спрос на ИТ-системы бизнес-аналитики, которые позволяют моделировать возможные сценарии развития компании и помогать ей выбрать нужную стратегию развития

РИА НОВОСТИ

Переполненные конференц-залы, круговорот людей в костюмах, очереди за свободными местами — одна из крупнейших мировых конференций по бизнес-аналитике SAS Global Forum, проводимая компанией SAS в американском Лас-Вегасе, в этом году собрала небывалое число посетителей. В ней приняли участие около пяти с половиной тысяч человек, а ведь еще несколько лет назад на подобные конференции специалистов приезжало в несколько раз меньше.

Ключевая тема конференции — так называемые ИТ-системы бизнес-аналитики (или BI, Business Intelligence), которые сейчас очень востребованы. «Современный цифровой мир уже накопил и продолжает накапливать огромные объемы информации. И тот, кто сможет нужные данные правильным образом анализировать, получает существенные конкурентные преимущества», — заявил на конференции Джим Гуднайт, глава SAS.

Действительно, области применения информационных систем, нацеленных на оперативный анализ данных, сейчас весьма широк: от банков, страховых компаний, предприятий розничной торговли до промышленности, медицины, различных государственных органов. «У нас есть информация о том, когда клиент купил у нас, скажем, холодильник или стиральную машину, а также о том, когда он вызывал сервисные службы для их починки, — рассказывает один из участников конференции, сотрудник крупной американской сети про продажам и обслуживанию бытовой техники. — Анализируя эту информацию, можно спрогнозировать, когда предположительно клиент задумается о покупке новой бытовой техники. В нужный момент мы высылаем ему выгодное предложение, что заметно повышает наши продажи».

«Система бизнес-аналитики имеет большое значение для развития наших продуктов, — делится с “Экспертом” Мохаммед Чаара, директор по работе с клиентами, компании Lenovo. — Например, наши смартфоны могут оперативно передавать информацию о различных неполадках, и эти данные нужно анализировать. Это могут быть, скажем, сигналы о том, что батарея в новых моделях смартфонов вдруг начинает нагреваться или разряжается раньше положенного срока. ИТ-система быстро анализирует эту информацию, и, опираясь на эти выводы, мы можем оперативно скорректировать производственный процесс, изменив недостатки продукта».

Или вот относительно новое направление использования BI-систем в госсекторе для борьбы с мошенничеством и преступностью. «Наши ИТ-системы бизнес-аналитики помогают бороться с мошенничеством в банковской, страховой и других сферах, — рассказывает Джеймс Рутоло, менеджер отдела систем безопасности компании SAS. — Свежий пример: неожиданно оказалось, что ИТ-система помогает бороться с производством и выращиванием наркотических средств дома — в некоторых американских штатах есть такая острая проблема. В данном случае ИТ-система анализирует всплески потребления электроэнергии по районам, и повышенное потребление электричества в определенные часы — это косвенный признак подобного преступления, и полиции гораздо легче находить преступников».

Спрос во всех отраслях

По данным исследовательской компании Gartner, мировой рынок систем бизнес-аналитики в прошлом году составил около 17 млрд долларов, и он продолжает динамично увеличиваться (см. график). Ключевые мировые игроки этого рынка — немецкая SAP, американские SAS, Oracle, Microsoft, IBM и другие.

В России активно работают большинство названных компаний, причем весьма успешно. Например, SAP недавно заявила, что по итогам прошлого года увеличила выручку в России вдвое. А по словам руководителей SAS в России, их компания за последний год выросла на российском рынке на 30%. «В России бизнес созрел для того, чтобы внедрять решения бизнес-аналитики, — говорит Валерий Панкратов, генеральный директор SAS Россия/СНГ. — Особенно подобные решения актуальны в непростой экономической ситуации. Ведь они, анализируя нужную информацию, помогают не только понять, что происходит или произошло с компанией, но и прогнозировать наиболее важные сценарии развития. И в зависимости от этих прогнозов можно гораздо более эффективно строить стратегию развития».

Участники рынка говорят, что в первую очередь наиболее активно BI-системы в России внедряют банки и финансовые компании (см. таблицу).

«Для банков очень важно прогнозировать бизнес и просчитывать возможные риски, и современные BI-решения как раз позволяют делать это, — продолжает Валерий Панкратов. — Вообще, на Западе уже давно расцвел интерес к риск-менедежменту с помощью ИТ-инструментов; у нас же этот процесс только набирает силу, только появляется понимание, что решать такие задачи без аналитики просто непрактично».

«В российской банковской практике интерес к методике сбалансированных показателей деятельности возник еще в середине девяностых. Однако автоматизация выстроенной в компании методики — уже следующий уровень управления эффективностью организации, которого достигли пока единицы российских компаний, — продолжает тему Роман Баранов, руководитель направления бизнес-аналитики компании КРОК. — Но в ближайшее время их число будет только расти: например, недавно наша компания внедряла подобную BI-платформу в международной финансовой организации с несколькими десятками филиалов. Проект позволил заказчику проводить онлайн-анализ эффективности деятельности с детализацией по каждому KPI».

Активно используются BI-решения и российскими компаниями из сферы телекоммуникаций. Представители этой отрасли говорят, что посредством внедрения новейших аналитических систем можно на основе анализа определенных данных на 80% предугадать отток конкретных абонентов. А значит, с этой группой клиентов можно усилить работу и существенно уменьшить отток. Например, одним из самых значимых внедрений BI-систем последнего времени стал проект «интеллектуальных» предложений для клиентов в компании «Вымпелком» (решение от IBM, внедрение — AT Consulting). Внедренная система анализирует поведение и запросы клиентов и позволяет делать предложения, которые лучше всего подходят для конкретного пользователя. Представители «Вымпелкома» утверждают, что число клиентов, принявших предложения, сформированные на основе нового анализа данных, увеличилось в три с половиной раза.

 110-05.jpg

К другим отраслям экономики, активно внедряющим BI-решения, относятся транспорт и энергетика. В первом случае, например, успешно оцениваются риски выхода оборудования из строя и управления им. В области энергетики компании, в частности, анализируют клиентскую задолженность и управляют ею. Например, недавно компания DPD модернизировала свою систему корпоративной отчетности с помощью BI-решения от Oracle, что позволило анализировать транспортные потоки и прогнозировать возможные изменения спроса на определенные направления доставки.

Относительно свежий тип потребителей BI-решений в России — предприятия розничной торговли. В последнее время ряд крупных сетей осуществили внедрение аналитических систем, которые более эффективно помогают прогнозировать спрос на определенные продукты в тот или иной сезон, а значит, улучшать закупочную политику и работу с поставщиками. Например, сеть магазинов «Азбука вкуса» недавно внедрила новую «интеллектуальную» систему управления лояльностью и персонификации взаимоотношений с клиентами (на платформе SAS). Представители ритейлера заявляют, что новое решение позволяет легко и без лишних затрат запускать различные акции и целевые кампании для повышения лояльности покупателей и увеличения выручки.

Достаточно широко внедряются ИТ-системы в госсекторе. В частности, одно из самых «горячих» направлений здесь здравоохранение. Уже давно многие лечебные учреждения используют электронные медицинские карты и прочие цифровую форму обработки и хранения важной информации. Теперь появилась необходимость в инструментах, которые позволяют повышать эффективность работы медицинского персонала, более рационально использовать ресурсы больниц, грамотнее планировать затраты при лечении определенных болезней, предотвращать мошенничество в области медицинского страхования и проч.

 110-07.jpg

Российская аналитика

Наряду со спросом на решения BI в России растет и количество российских продуктов этого класса, которые в определенных направлениях не уступают зарубежным. По оценкам участников рынка, сейчас не менее 10% всех продуктов на российском рынке BI-систем производятся в России.

Самым известным из отечественных разработчиков BI-систем считается пермская компания «Прогноз», которая поставляет свои решения не только на российский рынок, но и во многие развитые страны. Например, недавно «Прогноз» внедрил в правительстве Москвы крупную информационно-аналитическую систему мониторинга комплексного развития города. А ранее специальная система сбора, обработки и моделирования экономических данных от этой компании была внедрена в Международном валютном фонде. «Мы видим, что сегодня в BI-сегменте российские компании-разработчики составляют серьезную конкуренцию западным, — рассказал “Эксперту” Сергей Шестаков, заместитель генерального директора “Прогноза” по развитию бизнеса. — Наш флагманский продукт Prognoz Platform также входит в ведущий мировой рейтинг платформ продвинутой аналитики, что доказывает его способность к замещению зарубежных аналогов. На волне импортозамещения мы отмечаем рост интереса к нашим разработкам со стороны отечественных предприятий и организаций, а также потенциальных партнеров — системных интеграторов».

Другие российские производители в последнее время тоже активизировались в области разработки BI-продуктов. Чаще всего эти решения можно назвать нишевыми, направленными на конкретные запросы той или иной индустрии.

Например, компания GoodsForecast (входит в группу компаний Forecsys) успешно продвигает среди ритейлеров свою систему анализа и мониторинга упущенных продаж. Это ИТ-решение анализирует статистику с касс и предоставляет оперативную информацию об отсутствии того или иного привычного для покупателя продукта на полках. Система успешно внедрена, например, в супермаркетах «О’Кей», где она потеснила схожую систему от известного американского производителя, которая обходилась заказчику значительно дороже, а по функционалу была не лучше.

Впрочем, несмотря на успешное развитие некоторых российских производителей BI-систем, не стоит ожидать, что их продукты смогут полностью заменить зарубежные. «Уже второй год отечественный рынок находится в состоянии экономического спада, курс рубля низкий, и это заставило многие компании отказаться от продуктов традиционных западных вендоров. Однако, несмотря на ожидания, за это время рынок не наполнился россыпью полноценных отечественных BI-систем, — говорит Леонид Блынский, директор по архитектуре BI компании AT Consulting. — И хотя уровень наших программистов позволяет создать качественный и успешный продукт, необходимо понимать, что разработка функциональной и современной BI-системы — масштабная задача, которая требует много времени, ресурсов и усилий по различным направлениям, в том числе в части маркетинга».

Участники рынка единодушны в том, что в ближайшее время спрос на BI-решения будут расти во всем мире. Безусловно, компаниям они позволяют серьезно повысить эффективность работы. Однако примечательно, что с распространением новых ИТ-систем начинает расти и озабоченность потребителей, которые боятся возможной дискриминации. Для иллюстрации приводится следующий пример: допустим, авиапассажир совершает длительный перелет и ему нужно сделать пересадку на другой рейс в одном из аэропортов. Его первый перелет задерживается, и он не успевает на стыковку. Авиакомпания, имея в распоряжении систему оперативной ИТ-аналитики, видит, что опаздывающий на ее рейс клиент не очень важен (он нечасто летает, не имеет карты лояльности). В этом случае авиакомпания может принять решение не ждать этого клиента и отправить самолет без него. Клиенты крупных компания опасаются, что подобное разделение на выгодных и невыгодных клиентов с развитием систем информационного анализа будет усиливаться. Однако и производители, и потребители современных BI-систем заявляют, что подобные опасения необоснованны: новые ИТ-решения, наоборот, позволят компаниям предоставлять своим клиентам услуги и товары более высокого качества.