Автоколлекторы против страховщиков

Деятельность «автоюристов» не только закладывает основы для постоянного роста тарифов по ОСАГО, но и способствует вымыванию с региональных рынков все большего числа страховых компаний. В итоге доступ к качественным страховым услугам сужается

Иллюстрация: ИГОРЬ ШАПОШНИКОВ

Задолго до полиции на место ДТП прибывает деловитый человек. Он предлагает пострадавшему быстро «подписать документики» и избавиться от хлопот с получением страховой выплаты. Нередко «автоюрист» внушает жертвам ДТП, что поможет добиться большой страховой выплаты, тогда как без его услуг автовладельцу якобы все равно ничего не светит. Иногда небольшая сумма передается пострадавшему прямо на месте, иногда ему только обещают солидный барыш. Подписываемый документ может быть договором цессии, то есть передачи требования к страховой компании от пострадавшего автовладельца «автоюристу», какой-то другой формой переуступки прав требования или простой доверенностью. Суть одна: вместо автовладельца со страховщиком общается третье лицо, и в его распоряжении целый арсенал средств, чтобы заставить страховую выплатить гораздо больше положенного. При этом сам владелец пострадавшей в ДТП машины этих денег может даже не увидеть (или получить лишь незначительную их часть).

В ряде регионов «автоюристы», или антистраховщики, как их предпочитают называть страховые компании, превратились в серьезную проблему — к таким регионам относятся, например, Краснодарский край, Ростовская, Челябинская, Волгоградская и Мурманская области. В частных беседах страховщики также говорят об активных действиях «автоюристов» в Камчатском крае, Нижегородской, Казанской, Уфимской и Амурской областях, и даже в Москве и Санкт-Петербурге. «Если в среднем по России доля судебных выплат в общем объеме выплат по ОСАГО составляет 10–12 процентов, а в отдельных субъектах Российской Федерации, например в Москве и Санкт-Петербурге, — 5–7 процентов, то, скажем, в регионах Южного федерального округа эта доля составляет 30–40 процентов», — говорится в письме, направленном Российским союзом автостраховщиков (РСА) в Верховный суд. По данным «Росгосстраха», в Волгоградской области, Ростовской области и Краснодарском крае до 80% страховых случаев разрешается через суд.

«Сегодня “автоюристы” — одна из наиболее глобальных проблем страховой отрасли, — говорит Дмитрий Кузнецов, директор департамента андеррайтинга и управления продуктами СК “Согласие”. — Доходит до абсурда: в погоне за сверхдоходами они прибывают на место ДТП раньше сотрудников ГИБДД, получая информацию о ДТП от таксистов или аварийных комиссаров, или дежурят рядом с центрами урегулирования убытков страховщиков, перехватывая автовладельцев у дверей компаний, когда те идут заявлять о страховом случае. Человек не успевает опомниться, как его грамотно “обрабатывают”, вводя в заблуждение. Основной аргумент — страховщики не платят, а если и заплатят, то “копейки” с большими задержками».

РСА оценивает ущерб от действий «автоюристов» в значительную сумму 10 млрд рублей — речь идет о деньгах, которые страховщики выплачивают по суду (для сравнения: всего по страховым случаям по ОСАГО за прошлый год российские страховщики заплатили около 122 млрд рублей). «Общий объем выплат ОСАГО по суду в 2015 году составил 18,4 миллиарда рублей, при этом за последние

У партнеров

    «Эксперт»
    №25 (992) 20 июня 2016
    Не удивили
    Содержание:
    Праздник околофутбола

    Уличные беспорядки во Франции спровоцированы ошибками организаторов чемпионата Европы по футболу

    Главная новость
    Наука и технологии
    Потребление
    Реклама