В Махачкалинском порту штормит от олигархов

20 июня 2016, 00:00
ТАСС
Битва за участие в приватизации Махачкалинского порта развернулась нешуточное: дело чуть не дошло до стрельбы

Единственный в России незамерзающий порт Каспийского бассейна, Махачкалинский морской торговый порт (ММТП), оказался в центре скандала с митингами рабочих и участием вооруженных людей. Судя по всему, ММТП, включенный в список приватизации объектов федеральной собственности в 2016 году, не могут поделить компания «Транснефть», олигарх Сулейман Керимов и, вероятно, совладелец группы «Сумма» Зиявудин Магомедов.

Поводом стало вынесенное в конце мая Федеральным агентством морского и речного транспорта (Росморречфлот) решение о прекращении контракта с прежним генеральным директором ММТП Ахмедом Гаджиевым и назначении на эту должность Андрея Гормаха, который в 2011–2013 годах работал в «Транснефти» и потом по бизнесу был связан с группой «Сумма». Однако вскоре после этого в Махачкале прошли митинги против назначения нового руководителя, едва не обернувшиеся вооруженным столкновением. «На снимках с митинга действительно были видны люди с оружием, один даже нес два автомата, — подтвердил “Эксперту” политический обозреватель газеты “Свободная республика” Эдуард Уразаев. — Но это был уже ответный ход, сначала митинг был организован против гендиректора Гаджиева».

К удивлению наблюдателей, в дело вмешался глава республики Рамазан Абдулатипов, который, как сообщали дагестанские СМИ, направил в Росморречфлот письменное ходатайство с просьбой сохранить на посту гендиректора ММТП Ахмеда Гаджиева, ставленника Сулеймана Керимова. На сторону Гаджиева встал и заместитель генпрокурора Владимир Малиновский, который внес представление руководителю Росморречфлота Виктору Олерскому об устранении нарушений при проведении конкурса на должность гендиректора ММТП, выявленных прокуратурой.

Борьба за ММТП идет уже более десяти лет, его неоднократно пытались пустить с молотка, но каждый раз под давлением различных групп исключали из списка приватизации. «На этот раз все началось с претензий “Транснефти”, которая стала фиксировать потери в порту, через который и наша, и казахстанская нефть поступает в Европу, — пояснил “Эксперту” президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. — Для “Транснефти” и страны в целом это важное стратегическое направление, и неудивительно, что федеральное ведомство хотело бы подготовить актив к приватизации и сделать его более прозрачным, без утечек и серых схем».

Компания «Транснефть» ранее сообщала о «криминальных угрозах транзиту нефти» в махачкалинском порту. «В «Транснефть» регулярно поступают обращения грузоотправителей в связи с потерями и проблематичными ситуациями при перевалке нефти из танкеров на терминал АО “Дагнефтепродукт” в порту Махачкала… Криминальная обстановка на АО “Дагнефтепродукт” и бездействие республиканских административных структур фактически приводит к закрытию экспортных потоков нефти Каспия через единственную инфраструктуру Российской Федерации, принадлежащей государству», — говорится в сообщении компании.

Сейчас конфликт перешел в юридическую плоскость: решение Россречфлота уже оспорено в Гудермесском суде Дагестана по формальным признакам. Но при этом все понимают, что, коль скоро в битве участвуют несколько «тяжеловесов», окончательное решение будет принято в коридорах правительства.