Формула имиджа

Алексей Грамматчиков
обозреватель журнала «Эксперт»
27 июня 2016, 00:00

Один из этапов крупнейшего мирового спортивного соревнования — автогонок «Формула-1» — теперь будет проходить в Баку, столице Азербайджана. Если с финансовой точки зрения событие это пока убыточное для страны, то в плане имиджа закавказская республика рассчитывает получить от него значимые дивиденды

РИА НОВОСТИ
Городская трасса «Формулы-1» в Баку получилась одной из самых коварных и скоростных

«Если вы хотите сделать страну узнаваемой в мире, то у вас не такой большой выбор: можно устроить Олимпийские игры, провести чемпионат мира по футболу, а можно организовать этап гонок “Формула-1”. Преимущество последнего варианта в том, что мероприятие будет проходить у вас ежегодно, а первые два спортивных события случаются раз в четыре года, к тому же их можно будет провести у себя только один раз». Так известный британский бизнесмен Мартин Соррелл, член совета директоров гонок «Формула-1», описывает значимость проведения самых известных автомобильных соревнований для принимающей страны.

Действительно, «Формулу-1» не зря называют королевой мирового автоспорта: зрелище ревущих гоночных болидов ежегодно собирает совокупную аудиторию свыше миллиарда человек — больше смотрят только Олимпийские игры и чемпионат мира по футболу. Не случайно многие страны стремятся заполучить к себе проведение формульного Гран-при, чему сама «Формула-1» охотно идет навстречу, активно расширяя географию. Если раньше эти соревнования проходили преимущественно в развитых западных странах, то теперь из 21 этапа ежегодного мирового чемпионата «Формула-1» страны Старого Света, к примеру, уже составляют меньшинство. Как мы помним, в 2014 году к календарю автогонок присоединился российский Сочи; помимо этого Гран-при за последние десятилетие появились в Китае, Бахрейне, Абу-Даби, Малайзии и Сингапуре.

Из бывших республик СССР Азербайджан первым решился на проведения у себя «королевских гонок». Переговоры начались в 2013 году, а весной 2014-го республика заключила сроком на девять лет контракт на проведение в Баку этапа автомобильных состязаний, который получил в спортивном календаре название «Гран-при Европы». По официальной версии, именно так назывался этот этап многие годы (он проходил в испанской Валенсии). По неофициальной — устроители гонки постарались избежать в названии Гран-при сложного для произношения иностранцами слова «Азербайджан».

Асфальт для гонки в Баку местами кладут на старинную брусчатку, которую потом аккуратно очищают 36-02.jpg РИА НОВОСТИ
Асфальт для гонки в Баку местами кладут на старинную брусчатку, которую потом аккуратно очищают
РИА НОВОСТИ

Как в Монако

Созданный в Баку гоночный маршрут относится к классу городских трасс. То есть для проведения гонки строили не отдельный автодром, как в российском Сочи, а проложили трассу по городским улицам, как это делают, например, в Монако. С одной стороны, строить городскую трассу дешевле — не нужно единовременно вкладывать большие деньге в возведение отдельного спортивного сооружения. С другой стороны, после проведения соревнований городская трасса разбирается, и в промежутках между Гран-при ее, в отличие от автодрома, нельзя использовать для других автогоночных состязаний. Каждый год такую трассу нужно готовить заново: возводить заграждения, боксы для команд, на протяжении всего шестикилометрового маршрута каждый раз укладывать специальное асфальтовое покрытие, идеально заравнивать все люки и прочие дорожные неровности. Например, в Баку часть трассы проходит по старинной брусчатке, которую каждый год теперь будут покрывать асфальтом, а потом аккуратно счищать, чтобы не повредить исторический вид древних улиц.

Стоит это недешево. По словам представителей Азербайджана, бюджет этапа «Формула-1» на создание инфраструктуры обходится примерно в 12 млн долларов, причем, по мнению многих наблюдателей, цифра эта занижена. Кроме того, не стоит забывать о значимых отчислениях за право проведения этапа в штаб-квартиру «Формулы». Официально эти суммы не называются, но, по некоторым оценкам, Азербайджану теперь нужно ежегодно платить за право проведения гонок в Баку порядка 40 млн долларов. То есть в сумме Азербайджану проведение этапа гонок «Формулы-1» обходится не менее чем в 50–60 млн долларов в год.

И эти вложения вряд ли окупаются. Обычно главный источник дохода для принимающей стороны — продажа билетов. Всего на гонку в Баку к продаже предлагается порядка 30 тыс. билетов по цене от 200 до нескольких тысяч евро. Даже расчеты на скорую руку показывают, что выручка от всех предложенных билетов едва окупит даже половину затрат на устроение этапа «Формулы». Впрочем, представители Азербайджана и не скрывают, что основная цель проведения самых известных автомобильных гонок не финансовая выгода, а популяризация страны.

Доходы от гонки в Баку едва ли покроют половину затрат на ее проведение, но руководство Азербайджана считает, что это событие серьезно повысит узнаваемость страны в мире (на фото — президент Азербайджана Ильхам Алиев (слева) поздравляет победителей) 36-03.jpg РИА НОВОСТИ
Доходы от гонки в Баку едва ли покроют половину затрат на ее проведение, но руководство Азербайджана считает, что это событие серьезно повысит узнаваемость страны в мире (на фото — президент Азербайджана Ильхам Алиев (слева) поздравляет победителей)
РИА НОВОСТИ

Заявить о себе

Стоит отметить, что Азербайджан в последнее время довольно активно пытается заявить о себе с помощью значимых культурных и спортивных мероприятий. Самый недавний пример — первые спортивные Европейские игры, которые проходили в Баку в июне прошлого года. Ранее, в 2012-м, в столице Азербайджана с помпой прошел конкурс «Евровидения», и эффект ощутим: к этому мероприятию в городе на набережной был построен шикарный концертный зал «Кристалл холл» и закуплено несколько тысяч лондонских такси, которые сейчас придают городу особый колорит.

Нынешнюю «Формулу-1» Азербайджан встретил в непростой политической ситуации. Обострившейся конфликт в Нагорном Карабахе, упавшие цены на нефть, сильная сырьевая зависимость экономики — все это стало поводом подвергнуть критике проведение дорогостоящего спортивного мероприятия в Азербайджане. «Решение о проведении “Формулы-1” принималось, когда нефть стоила 120 долларов за баррель, а курс маната к доллару составлял 1 к 1,27. А сейчас цена нефти упала до 30 долларов за баррель, а манат стоит 62 цента. Это значит, что для бюджета Азербайджана цена и без того недешевого мероприятия в манатах выросла вдвое, и дальше груз расходов для казны будет усиливаться», — пишут в социальных сетях представители оппозиции.

Международные защитники прав человека использовали мероприятие в Баку как повод напомнить мировому сообществу о нарушении прав человека в закавказской республике. Так, организации Amnesty International и Freedom House напомнили о списке заключенных, которые признаны узниками совести, о несвободе гражданских прав, о коррупции. Задавались вопросы на эту тему и устроителям гонок, которые комментировали подобные выпады в философском ключе. «Если бы соревнования “Формула-1” проводились в странах, свободных от коррупции, то нашлось бы очень мало мест для проведения наших гонок», — заявил в Баку глава «Формулы-1» Берни Экклстоун. Впрочем, при этом он добавил, что довел до азербайджанской стороны мнения международных организаций о несоблюдении прав человека в стране. «Они обещали мне рассмотреть этот вопрос», — сказал Экклстоун.

Что же касается критики по поводу завышенных расходов, то азербайджанские власти заявили, что с помощью такого значимого мероприятия, как «Формула-1», они в первую очередь рассчитывают поднять узнаваемость республики и стимулировать развитие ее туристического потенциала. По словам министра Азербайджана по делам молодежи и спорта Азада Рагимова, всего первый этап гонки «Формула-1» посетило порядка 15 тыс. туристов. В основном на мероприятие приехали гости из России, из ближайших Турции, Казахстана, Ирана, из европейских стран — Великобритании, Германии, Нидерландов. Кроме того, по телевизору гонку смотрели миллионы людей по всему миру, большая часть которых, вполне вероятно, услышала об Азербайджане впервые, а в будущем, возможно, захочет приехать посетить колоритную закавказскую страну. Сегодня, по официальным оценкам, в Азербайджан ежегодно приезжает порядка двух миллионов туристов из разных стран, и число гостей постепенно растет. Республика в плане туризма действительно имеет большой потенциал: здесь теплое Каспийское море, прямо на побережье которого выросли современные здания, небоскребы, разбиты просторные парки с фонтанами. Помимо Баку с его красотами в стране есть живописные природные уголки, исторические памятники и много других мест, интересных для гостей.

Армянский вопрос

Что же касается первой гонки «Формула-1» в столице Азербайджана, то можно считать, что в целом она прошла успешно. Правда, непростая ситуация в стране давала себя знать, причем уже на границе. Так, у одного из наших коллег-журналистов в загранпаспорте была обнаружена отметка о посещении Армении. После чего паспорт куда-то надолго унесли на проверку, а его владельца дотошно расспрашивали пограничники. Позже представители одной крупной международной компании жаловались, что не смогли принять важного делового партнера, который прилетел в Баку из Франции. У него оказалась армянская фамилия и на границе азербайджанские власти отказались выдать ему визу, объясняя это обеспокоенностью за его же безопасность. Французскому бизнесмену пришлось полдня провести в аэропорту и улететь обратно ближайшим рейсом.

Ну а в остальном в Баку ничто не напоминало, что Азербайджан находится в состоянии вооруженного конфликта, что в день проведения гонок здесь начались масштабные военные учения, а на следующий день президент Ильхам Алиев уезжал в Москву на сложнейшие переговоры по урегулированию карабахского конфликта. Полиции на улицах Баку в дни гонок было не больше, чем на аналогичных соревнованиях в других странах. Зрителей тоже было достаточно: нельзя сказать, что трибуны пустовали, хотя переполненными они тоже не были. Повсюду в Баку в дни гонки была слышна иностранная речь, но на соревнования пришло посмотреть и немало местных жителей. Правда, было очень заметно, что они далеки от автоспорта: в отличие от других стран мало кто из азербайджанцев пришел на трибуну в майках или с флагами любимых команд, а при личном общении бакинцы часто задавали совсем простые вопросы о «Формуле-1», правилах гонок или известных гонщиках. Еще казалось странным, что балконы домов, вдоль которых проходила трасса, не были переполнены зрителями, как, скажем, в Монако и на трассах в других городах. Вероятно, поработала азербайджанская служба безопасности, настойчиво порекомендовавшая жителям не скапливаться на балконах вдоль трассы.

Со спортивной точки зрения бакинская трасса оказалась очень интересной: при протяженности 6 км она имеет 21 поворот, тут есть острые сужения и крутые перепады. Трасса также выделяется самым длинным среди городских этапов «Формулы» прямым двухкилометровым участком, на котором гонщики смогли развивать скорость свыше 340 км/ч. «Новое место для этапа гонок — это всегда хорошо с точки зрения борьбы между командами, — говорит Константин Терещенко, гонщик серии GP3 испанской команды Сampos Racing. — Другие трассы с историей гонщики хорошо знают, а на эту выезжают впервые, что создает дополнительную интригу».

То, что трасса в Баку не прощает ошибок, гонщикам стала ясно уже в первый день соревнований, когда во время квалификации произошло сразу несколько инцидентов: в частности, один из лидеров, опытный Льюис Хэмильтон из команды Mercedes, не вписался в поворот и разбил подвеску своего болида.

Кстати, во время квалификации выяснились и некоторые недостатки трассы: в сервисных боксах шин Pirelli — единственного поставщика покрышек на гонках «Формула-1» — журналистам показывали глубокие повреждения, оставшиеся на шинах от закрепляющих на асфальте элементы трассы болтов. Организаторы тут же учли этот недочет и уже ко дню основной гонки болты в опасных местах заменили.

Вероятно, поняв всю сложность трассы, гонщики во время основной гонки не стали рисковать, и первый Гран-при в Баку стал одним из самых спокойных в сезоне, без зрелищных столкновений и сходов с трассы. На высшую ступеньку подиума поднялся пилот Mercedes Нико Росберг, кубок которому вручил президент Азербайджана Ильхам Алиев. Второе место досталось Себастьяну Феттелю из Ferrari, а третью позицию в упорной борьбе занял мексиканский пилот Серхио Перес из Force India, которому на последнем круге удалось обогнать Кими Райкконена из команды Ferrari. Во время награждения и традиционного обливания шампанским выяснилось, что в Баку приехало на удивление много поклонников Переса: окрестные трибуны буквально пестрили мексиканскими флагами. Наш гонщик Даниил Квят, к сожалению, во время гонки сошел с трассы из-за проблем с подвеской.

Бакинский этап стал важным не только для Азербайджана, но и для дальнейшего развития самих гонок «Формула-1». Как известно, с будущего сезона регламент соревнований ждут серьезные изменения, которые кардинально изменят ход гонок: машины станут более широкими и мощными, на четверть будет увеличена ширина шин. Это сделает гонки еще более скоростными и, вероятно, поможет перетрясти список лидеров, который уже начинает наводить скуку: бессменным победителем гонок «Формулы-1» вот уже третий сезон становится команда Mercedes. «В результате введения новых шин скорость прохождения одного круга для гоночных машин увеличится на четыре-пять секунд, — рассказал “Эксперту” Марио Изолла, главный специалист по автоспорту компании Pirelli. — В том числе здесь, в Баку, мы готовимся к новому регламенту. Новые технические характеристики машин и покрышек — это серьезный технический вызов для всех участников гонок».

Спонсоры и деловые партеры «Формулы-1» тоже положительно относятся к расширению географии гонок. «Для нас, безусловно, хорошо, что гонки приходят в новую страну, в Азербайджан, — сказал “Эксперту” Аймоне ди Савойя Аоста, генеральный директор компании Pirelli в России и странах СНГ. — Рынок автомобильных шин в этой стране мы оцениваем на уровне 1,3 миллиона единиц в год. Это, конечно, гораздо меньше, чем в России, где размер рынка достигает 30 миллионов шин. Однако стоит принять во внимание, что к азербайджанскому этапу есть повышенное внимание со стороны российских болельщиков, что тоже выгодно для развития нашего бренда. Кстати, деятельность Pirelli в России с недавних пор имеет для нас и глобальное значение. Из восьми миллионов шин, которые мы выпускаем сейчас на двух заводах Pirelli в России, порядка полутора миллионов мы поставляем на экспорт в страны Европы и даже Северной Америки».

Баку—Москва